Постигая тайны мужского сердца

Доклад на Рождественских чтениях 2006 года


Дорогие братья и сестры!


Сегодня я хочу остановиться на одной очень важной общецерковной задаче: воспитании мужественности, поговорить о необходимости практической работы по формированию мужского характера, ответственность за которую должна лечь на пастырей и активных православных мирян.


Мне приходится бывать на различных конференциях и чтениях, слушать много разных докладчиков. Нередко выступающие излагают различные концептуально-теоре­ти­ческие истины. Нередко из услышанного очень трудно понять, как конкретно осуществить и практически воплотить эти замечательные идеи.


Иногда мне предлагают обсудить те или иные программы. Обычно, посмотрев на программу страниц в 300, я говорю: “Хорошо. Покажите мне того, кто по этой программе работает, и я поучусь, но не у программы, а у самого человека”. И если такой человек обнаруживается (и слава Богу, мы таких людей находим), мы приглашаем его провести семинар, чтобы поучиться непосредственно у него.


По настоящему можно обучаться не у идей, а у людей. Поэтому для нас очень важно понять: как к этой прекрасной идее, которая так замечательно и так концептуально изложена, “приделать руки, ноги”, как ее воплотить?


Для того чтобы донести благую весть о Любви Небесного Отца Христос, Божественный Логос, воплотился, стал доступным, Собой явил эту замечательную идею.


Мне трудно понять кабинетные теоретические изыскания, если они не ведут к практическим результатам, не облегчают страдания людей, не решают их проблем. Когда из уст теоретиков-богословов я слышу изыскания с употреблением сложных философских терминов, мне важно понять, как все эти знания можно применить практически и кому в этом мире станет легче жить от этого понимания.


Социологи и религиоведы говорят о том, что закончилась застойная эпоха, время, когда нашу Церковь на своих плечах “несли” “белые платочки”. Но, увы, сегодня ситуация в церкви не изменилась. Значительная часть прихожан нашей Церкви – женщины, и, по преимуществу, пожилого возраста, а учащиеся воскресных школ, добровольно приходящие туда, в подавляющем большинстве – девочки.


Меня глубоко волнует то, что до сих пор у нашей Церкви нет внятной и работающей молодежной программы, а в семинариях изучают историю, литургику, догматику, типикон и гомилетику (по учебникам позапрошлого века) вместо того, чтобы хоть какую-то часть семинарского времени уделить обучению практической работе с молодежью и, в особенности, тому, как построить такую общинно-церков­ную атмосферу, в которую молодым людям хотелось бы приходить.


Святейший Патриарх Алексий II неоднократно указывал на необходимость ведения серьезной, кропотливой работы с молодежью. На открытии V Международных Рождественских чтений он подчеркивал: “Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело, а в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца”. Эти слова стали руководством к действию для всех, кто услышал в своем сердце призыв к служению молодежи. Почему же в нашей Церкви молодежь до сих пор не находит своего места?


Игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи отмечает: “молодежи свойственно более острое восприятие многих вещей и вообще жизни, молодежь является неким индикатором проблем, общих для всех людей. Наши молодые люди – другие, чем были мы в советское время, они иначе относятся ко многим реалиям нашей жизни. Для них недостаточны ссылки на какую-либо традицию, авторитет, им нужно доказывать то, что ты говоришь. Они более требовательны к добросовестности, более открыты к правде жизни, более честны, более смелы. Взрослые люди, уже имеющие семьи, проще абстрагируются от многих проблем, им проще жить частной жизнью. Молодежь в этом смысле гораздо более социальна, ей необходимо общение, ей необходимо какое-то совместное делание, ей необходим, наконец, поиск смысла во всем. И если говорить о проблемах, то оказывается, что именно это не получает отклика со стороны Церкви. Молодежь в Церкви часто брошена, она особо никому не нужна; специальной молодежной работы в Церкви почти нет. Это главная проблема”.


Непросто читать эти строки, но они написаны не из теории, а объективного видения современной церковной реальности. А вот о чем свидетельствует архиепископ Костромской и Галичский Александр, руководитель Синодального отдела по работе с молодежью: “На вопрос: “Что нынешняя молодежь ожидает от Церкви?” мы с великой скорбью даем ответ: “Ничего не ожидает”. Как и для родителей, несущих в себе наследие страшных лет богоборчества, Христос Спаситель для нее лишь миф, литературный персонаж, а история Церкви – предание, не имеющее никакого отношения ко дню сегодняшнему. Православие для них, как и для их родителей, остается, увы, “неизведанной землей”


“Миссионер никогда не должен иметь печальное лицо”, – любил повторять канонизированный на последнем Юбилейном Архиерейском Соборе великий русский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев). А мы иногда начинаем беседу с молодым человеком с взволнованных рассказов о близящихся апокалиптических ужасах, жестоко обличаем юного собеседника в грехах, выражаем сомнения в искренности его намерений и интересов.


Для наставников молодежи сегодня нет большей заботы, как научиться с благодарностью принимать любой искренний дар молодого человека и употреблять его в церковном делании. Для нас должен быть ценен даже самый малый дар служения, самое незначительное расположение молодой души, самая скромная жертва, которую готовы принести юноша или девушка для своего ближнего”.


Думаю, что каждому из нас следует проникнуться сознанием ответственности за возможные новые крушения молодых судеб. Чтобы этого крушения не случилось, в Церкви должны пробудиться новые творческие силы. Пора, наконец, отказаться от общения с молодежью XXI столетия на языке века девятнадцатого.


Итак, сегодняшний мой доклад называется “Постигая тайны мужского сердца”. Над этой темой мы начали задумываться совершенно недавно. Мне кажется, что то, о чем будет говориться сегодня, тронет и ваши сердца.


Я работаю с молодежью более шестнадцати лет. Последние восемь – с молодыми ребятами, проходящими реабилитацию после наркотической и алкогольной зависимостей при нашем монастыре.


В процессе многих лет общения с ребятами мы обратили внимание на то, что современное поколение молодых парней, в значительной мере не имеет мужского стержня. И если молодой человек приходит в церковь, оказывается в церковном пространстве, то там он не находит для себя настоящего мужского дела В лучшем случае ему предложат служение алтарника, в котором, по сути, нет ничего такого, в чем парень мог бы проявить себя как мужчина.


Приходское сознание, приходская атмосфера в большинстве наших храмов остаются “бабушковскими”. Понимаете, о чем я хочу сказать? Возможно, в Москве, в крупных городах ситуация несколько иная. Но, в основном, для того, чтобы проявить себя полноценным мужчиной, молодому человеку в церкви просто нет места и нет дела. Нет заинтересованности в новых молодых прихожанах и со стороны большинства пастырей, ведь “паства” в традиционном понимании – это бабушки.


Священник молодежно-миссионерского устроения в каком-то смысле белая ворона, как среди своих прихожан, так и среди сопастырей более традиционного склада. Прежде всего, ему придется встретиться с непониманием со стороны церковных бабушек. И если они начинают “писать письма” и “собирать подписи”, церковные власти чаще всего принимают решения не в пользу будущего Церкви – молодежи, а в пользу традиционно понимаемой паствы” – т.е. бабушек и традиционных верующих.


Архиепископ Александр неоднократно подчеркивал, что нужно воспитывать молодежных лидеров, что при храмах необходимо создать пространства наподобие клуба по интересам, где мужской потенциал молодых людей мог бы полностью раскрыться.[1] Диакон Андрей Кураев считает, что “обращаться к молодежи в храме бесполезно, потому что ее там нет. Значит, надо соответственно идти в места, где эта молодежь встречается – это университеты, это спортивные залы, это и рок-площадки. И обращаться к молодежи на языке, понятном для нее… Если ты заболел, врач тебе говорит: вы знаете, вам осталось жить 15 лет, но что-то поменять можно только в ближайшие полгода, если не лечиться, то болезнь станет необратимой, хронической, и у вас нет шансов прожить больше 15-ти лет. Так вот при сохранении нынешней ситуации у нас есть 60 лет, но для того, чтобы что-то изменить, осталось 10-15 лет”. [2]


Молодежь сегодня нуждается в лидерах, которые могли бы повести за собой. И, увы, поскольку не мы, служители Христа, являемся таковыми, молодежь идет за главарями бандитских команд или же строит жизнь по самым вызывающим образцам, наподобие артистов шоу-бизнеса или скинхедов.


Для того, чтобы вести работу по воспитанию мужественности, пастырь должен сам быть состоявшимся мужчиной, являть образец мужественности. Но и здесь существует некоторая крайность, о которой неоднократно говорилось в церковной периодике. Сегодня при некоторых храмах и монастырях действуют разные патриотические клубы, где большой акцент делается на патриотическом воспитании, но очень мало говорится о живом христианстве, о Благой Вести, о личных отношениях с Богом. Поэтому необходимо гармоническое сочетание Христоцентричного движения к Богу и мужской его составляющей.


Однажды в нашем Просветительском Центре мы проводили семинар по лидерству. В начале я спросил у ребят: “Каких лидеров вы знаете, и какие лидерские качества в них вас восхищают?” Они начали называть имена самых разных лидеров, перечислять их лидерские качества: у кого-то – ораторский дар, у кого-то способность вдохновлять людей, у кого-то – твердость характера, непреклонность в достижении цели. Мы составили огромный список из имен политических, культурных, религиозных лидеров. Затем стали анализировать, какой талант был дан тому или иному человеку и как он был использован. Мы открыли, что дары, таланты проявлялись в самых разных людях. Вопрос в том, как человек использовал эти таланты, во благо или во зло.


Потом, когда мы рассмотрели и исследовали наш список: с одной стороны – лидеры, с другой – их дары, я написал вверху, над колонкой с дарами: “Иисус Христос” и предложил оспорить заявление о том, что все перечисленные дары и таланты были у Него. И для ребят стало очевидным, что Христос как Личность, в духовном, психологическом, мужественном смысле является самым ярким, самым потрясающим образцом для подражания. За Ним хочется идти, на Него, мудрого, решительного, доброго и бескомпромиссного, хочется быть похожим.


Когда начинаешь говорить с ребятами о Христе, о Его Слове – Евангелии, именно в таком ключе, т.е. современным языком и понятиями, актуальными для молодежи, Его образ становится доступным, доходчивым и убедительным. Если же молодой человек впервые встречается с образом Христа, преломленном через призму старушечьей религиозности, то первое восприятие Его – недоступный Небесный Царь, к Которому напрямую попасть даже не мечтай, Его человечность теряется в Его неприступном величии. Что же касается Его земной жизни, Иисус воспринимается каким-то слабовольным, беззащитным, избитым, Его жалко, основной акцент делается на Его страдания.


Наша пастырская и педагогическая задача, показать Его мужественность и волю, Его желание называться Другом (Иоан. 15, 15), Его решительность, смелость в противостоянии различным системам того времени, осознание Своей миссии, Его отношения с Отцом. Поэтому очень важным, актуальным вопросом остается вопрос о том, как, каким языком говорить молодежи о Христе, о Евангелии и как помогать раскрыть в себе образ Христа, ведь в нас “должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Фил. 2, 5).


Многие молодые ребята сегодня пребывают в растерянности и неуверенности: заканчивается школа, надо идти куда-то учиться или работать, море тревожных ожиданий… Но эта тревожность, как правило, остается на глубине их сердец. А с кем можно ею поделиться? Кто выслушает и поддержит, вместо того, чтобы оценивать и советовать?


Со стороны женщин сегодня можно слышать:


– И куда это настоящие мужики подевались?


Давайте вместе поищем ответ на этот вопрос, поисследуем, что происходит в современном обществе. Одиннадцать лет в школе и еще семь лет до школы будущих мужчин воспитывают, приручают, отесывают, загоняют в моральные и религиозные рамки женщины. И “на выходе” мы получаем молодого человека, который обучился слушаться женщин. Ведущим нравственным ориентиром в обществе является образ женщины, матери. Наша культурная традиция воспевает мать, Родину-мать, мать-заступницу, которая защитит от бед… но как мало внимания в культуре уделяется образу отца, любящего, мудрого и надежного.


Сегодня отцы не занимаются воспитанием. Мужчины не берут на себя главенство и ответственность в семье. Они почти самоустранились от взращивания себе подобных. И, похоже, что женщины не настроены оставлять лидерство не только в вопросах воспитания, но и в семейной иерархии.


Кто сегодня сможет пробудить парней, помочь им осознать глубину, которую Бог вложил в их сердца как мужчин, пробудить мужское начало, научить выражать свои чувства, раскрыть потенциал, данный им Богом?


Разрешение быть самим собой, мужчиной, созданным по образу Божьему, мальчику дает именно отец. Разрешение жить, согласуясь не только со списком своих обязанностей, которые утомляют и изматывают, но и с устроением собственного сердца.


Почему многие мужчины остаются равнодушными к идеям, которые изложены в большинстве православных книг? Эти книги оставляют без внимания то, что так важно для мужского сердца: наши истинные чувства, наше призвание. Они просто пытаются изменить нас, используя разные формы религиозного и психологического давления. “Вот какими мужчинами следует быть. Именно так следует поступать хорошим православным мужьям – прихожанам церкви”. В этих книгах не говорится, что гнев, воинственность, сила, мужественность – это естественные мужские качества, которые вложены в природу мужчин. Они свойственны Богу и являются частью Его природы (Пс.23:10, Пс.45:8, Исх.15:3).


У меня нет сомнения, что люди, писавшие эти книги, сделали это из лучших побуждений. Но все мы знаем, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Почему-то большинство мужчин не читают эти правильные книги.


Общество отесывает мужчину, превращает его из дикого прекрасного дерева в английский кустик – кругленький, аккуратный. Как нам разбудить мужское сердце, как научить его жить, чувствовать по-настоящему, действовать в соответствии с мужской природой? Как научить его брать ответственность, в конце концов?


Образ жизни современных парней приводит к тому, что они все меньше и меньше прислушиваются к своему сердцу. Бесконечные часы, проведенные у мониторов компьютеров, работа, встречи, телефонные звонки… Деловой мир, в котором большинство мужчин живут и умирают, требует от них быть рациональными и пунктуальными. Жизнь устроена так, чтобы упрячь мужчину в работу, заставить его приносить прибыль.


Но душа отказывается от упряжки. Она ничего не хочет знать о распорядке дня и последних сроках сдачи сессии. Душа жаждет полноценности, силы, свободы, жизни. Не научившись прорываться к жизненной полноценности законным путем, не получив образа, разрешения и благословения от своих отцов, парни пытаются прорваться к ним через омут алкоголизма и наркомании.


Мужчине нужно ощущать земные ритмы; ему необходимо держать в руках что-то осязаемое – румпель лодки, поводья, шероховатую веревку или просто лопату. Может ли мужчина прожить полноценную мужскую жизнь, сохранив свои руки чистыми и без мозолей? Разве о судьбе белого воротничка мечтает в детстве каждый мальчишка?


Общество в целом не может решить, как же быть с мужчинами? Потратив последние тридцать лет на то, чтобы сделать мужчин более осмотрительными, легко управляемыми и даже женственными, теперь оно ругает их за то, что они утратили мужественность. “Мальчишки неисправимые, драчливые, неусидчивые”, – вздыхают православные педагоги. Как будто если мужчина станет по-настоящему взрослым, он должен потерять жажду приключений, свою необузданность и навеки осядет дома, в уютном кресле.


“Куда подевались настоящие мужчины?” – вот расхожая тема для ток-шоу и книг наших дней. “Но вы же попросили их стать похожими на женщин”, – хочется от лица всех мужчин ответить на это. В результате мы наблюдаем такое размывание границ между полами, какого мир еще не видел. Как мужчина может знать, что он мужчина, если его главная цель – быть аккуратным, приличным и благочестивым?


Современные женщины научились обходиться без мужчин или довольствоваться пассивным, “домашинм” мужчиной; Церкви нужен послушный мужчина; высшим учебным заведениям нужен “прирученный” мужчина – такой будет примерным, успевающим студентом, а в недалеком будущем покладистым молодым специалистом; работодателям нужен ограниченный, чисто выбритый, абсолютно здоровый мужчина.


Все эти требования, которые общество предъявляет к мужчине, можно назвать наступлением на мужскую душу. И в результате этой экспансии сердце мужчины вытесняется в некую отдаленную высокогорную область, напоминая раненое животное, ищущее укрытие, а с оставшимися в низинах женщины меряются силами, соревнуясь в борьбе за лидерство.


Женщины жалуются, что у них нет доступа к сердцам их мужчин. А мужчины не в состоянии объяснить, почему они боятся открыть женщине свое сердце. Они знают, что их сердце в бегах, но не знают, где искать его след. Священники пожимают плечами и удивляются, почему им не удается пополнить количество прихожан мужчинами. А ответ прост: мы не разрешаем мужчине жить в соответствии с тем устроением его сердца, которое изначально заложено в нем Богом, вложившим в него Свою воинственность, мужественность, лидерские качества.


Церковь подобна семье – для того, чтобы ее члены развивались гармонично и цельно, необходимо, чтобы она стала “полной” семьей, которую составляют и мужчины, и женщины. Нашу Церковь сегодня не наполняют полные семьи. Возрождение полноценной церковной жизни начнется с момента, когда придет ко Христу, воцерковится вся семья, а не один из ее членов. А для того, чтобы произошло обращение всей семьи, в церковной жизни мужчине нужно предложить место, достойное его мужской природы.


Сегодня нам, пастырям, православным педагогам и психологам, осознающим свою ответственность за грядущее нашей Церкви и нашей молодежи, необходимо встряхнуть парней, достучаться до их сердец, заинтриговать их желанием найти свой путь к Богу и пройти этот путь вместе с ними.


Церковная жизнь, в том виде, в каком она существует сегодня, увы, не способствует развитию мужественности. Большинство воцерковленных мужчин считают, что Бог привел их на землю, чтобы они научились хорошо себя вести. Образцовый воцерковленный человек не курит, не пьет, регулярно ходит на Исповедь и Причастие. Зайдите в любой храм, оглянитесь вокруг и задайте себе следующий вопрос: “Какой он, православный мужчина?” – Не слушайте то, что вам будут говорить, просто посмотрите по сторонам. Сомнений быть не может. Вам придется признать, что воцерковленный мужчина нередко просто “правильный”, но скучный тип.


Так что же на самом деле требуется мужчинам? Им нужно глубокое понимание причины их стремления к приключениям, борьбе и красоте; понимание того, почему Бог сотворил их такими. Им нужно глубокое понимание того, почему в природе женщины заложено желание, чтобы за них сражались, почему женщины стремятся разделять с ними приключения и быть красавицами. Ведь Бог сотворил их такими.


Настоящие мужчины – это не те, кто судачит об ошибках сильных мира сего или рассуждает о том, как герои могли бы проявить больше героизма. Честь достается мужчинам на поле сражения, их лица покрыты пылью и потом, испачканы кровью, они доблестно сражаются – им знаком безграничный энтузиазм и полная самоотдача; они занимаются стоящим делом; в лучшем случае в конце пути они получают лавры победителя, а в худшем, отважившись на рискованный шаг, терпят неудачу, но они никогда не окажутся в одной компании с теми малодушными и робкими душами, которые никогда не знали ни побед, ни поражений.


В сердце каждого мужчины есть несколько основных вопросов, на которые просто невозможно ответить, сидя за кухонным столом.


– Кто я такой?


– Для чего я пришел в этот мир?


– В чем мое предназначение?


Страх удерживает мужчину дома, где все ясно, все вещи лежат на своих местах и где всё находится у него под контролем. Но ответы на свои глубинные вопросы мужчине не найти у экрана телевизора или на полке холодильника. В раскаленных песках, затерянный в безлюдной пустыне, Моисей услышал о той миссии, которую ему предстояло исполнить, и о цели своей жизни. Он услышал призыв совершить нечто грандиозное, гораздо большее, чем он мог себе представить. Ему предстояло исполнить роль намного более серьезную, чем роль руководителя компании или роль “принца Египта” в одноименном мультфильме.


…Под мерцающими звездами, глухой ночью Иаков получил свое новое, настоящее имя. Он уже не ловкий делец, но мужчина, который боролся с Богом.


В пустыне Иисус Христос прошел испытание, подтвердив, что Он – Сын Божий.


Если мужчина хочет понять, кем он является на самом деле, хочет понять, зачем он пришел в этот мир, он должен отправиться в путь, на поиск ответа.


Сегодня большинство парней в полном отчаянии от ожиданий и требований, которые предъявляются к ним взрослым миром, но со стороны которого проявляется так мало понимания. Молодежь нуждается в тех, кто поможет ей адаптироваться к реальной жизни, почувствовать себя полноценным и востребованным человеком. Иисус Христос давал людям именно это, помогая обрести веру в Бога и в себя, осознание важности и значимости своего земного предназначения, веру в способность каждого стать человеком великой судьбы. Если человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенная цель и задача, для осуществления которых он родился на этой земле, то, осознавая это, он может двигаться уверенно.


У большинства молодых людей сегодня занижено чувство собственной ценности. Отсюда и разрушительное поведение, отсюда и зависимости: если в глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, то он ни на что не способен, чувствует себя в этом мире лишним. И для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта, он ищет кого-то, кто сможет стать ориентиром, за которым захочет следовать.


Центральное место в мировоззрении большинства молодых людей занимает индивидуализм. Действительно, для многих молодых людей цель – “кайф”, чего бы это ни стоило. И именно поэтому – я глубоко уверен, – молодежь сегодня нуждается во встрече со Христом. “Стремление к кайфу”, которое доминантно для молодого поколения, это на самом деле стремление заполнить внутренний вакуум, поиск полноты жизни, полноты раскрытия собственного потенциала. Большинство людей стараются получить это “с черного хода”. Христос же дает полноту жизни даром, по вере в Него.


Сегодня наша пастырская задача состоит в том, чтобы обеспечить эту встречу, стать теми, кто лично познакомит молодых людей со Христом, Который реально дает смысл и полноту жизни. Внимание, Церковь! Сегодня так нужны люди, которые внятно и понятно для современного человека могли бы рассказать, чем бы эту пустоту заполнить. Не могу не согласиться с диаконом Андреем Кураевым, который, полемизируя с утверждающими, что церковным людям необходимо блюсти “чистоту рядов”, для чего не совершать никаких миссионерских шагов навстречу “сомнительным категориям населения”, пишет: “сейчас говорят, что не надо никуда выходить, надо вот перед иконами Андрея Рублева молиться и петь знаменным распевом, это все очень мило и уютно, но если вот эта точка зрения победит, это будет означать, что Русская Церковь совершила преступление перед русским народом. Она не заметила минуты его боли, его смерти и предпочла остаться в своих комфортных условиях вместо того, чтобы выйти на борьбу за выживание своего народа”.[3]


Создав мужчину и женщину по Своему образу, Бог сотворил их разнополыми. “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1;27). Наша разнополость заложена не только на уровне тела, но и на уровне души, как нечто глубинное и неизменное. Бог сотворил не просто человека, Он сотворил мужчину и женщину. Другими словами, существует сердце мужское и сердце женское, которые, каждое по-своему, отражают или воспроизводят какую-то грань образа Божьего.


Когда Бог творил мужчину, у Него был определенный замысел, и если мы хотим найти себя в этом мире, нам, мужчинам, надо его понять. Что Он вложил в сердце мужчины? Когда вы чувствуете себя живым? Что заставляет биться ваше сердце? Давайте вместе подумаем, как в рамках прихода (или обители) можно осуществить эту работу практически?


В течение года, пока ребята проходят у нас реабилитацию, мы работаем над различными аспектами их жизни. В течение года мы вместе с ними проходим этот путь – от зависимых отношений, зависимого поведения до личностной и духовной зрелости. Как правило, в течение года реабилитации нам приходится заглядывать в детство: какие отношения были с отцом, с матерью.


Когда я задаю вопрос: “А какие были у тебя отношения с папой?”, то четко знаю, что этот же сценарий отношений очень скоро будет проигран в отношениях со мной как руководителем программы, т.е. с тем, кто являет собой отцовскую фигуру. Пастырь, священник в жизни реабилитанта появляется как “добрый папа” и те реакции, то отношение, которое предназначалось изначально его отцу по плоти, будет отыграно на том, кто в символическом, заместительном смысле играет роль отца. И моя роль состоит в том, чтобы преподать опыт отцовской любви и принятия, благословить парня на то, чтобы он осознал себя взрослым мужчиной.


Но а как быть с теми парнями, которые еще не стали реабилитантами, но с которых мы хотели бы предостеречь от будущих ошибок, вдохновить их искать себя и свое место в этом мире?


Самое трудное – пригласить таких парней на первую встречу. Это необходимо сделать лично священнику, а если возможно – его ближайшим помощникам – верующим ребятам, которые могли бы в дальнейшем стать молодежными лидерами. Для таких встреч крайне необходимо отдельное, уютное помещение. Это может быть церковный дом, а лучше, если это будет нейтральная территория.


Мы обнаружили, что для того, чтобы достичь парней, есть очень хороший способ для начала разговора: использовать отрывки из фильмов, которые они знают или же просматривать новые фильмы с последующим обсуждением.


Для первой встречи с парнями в самом начале можно показать фрагмент фильма “Храброго сердца”. Начните с него. Парни будут приходить, брать по чашке чая, рассаживаться. И вдруг… свет плавно гаснет и вы показываете фрагмент фильма. Это производит сильное впечатление по двум причинам. С одной стороны, ребятам это нравится, это заставляет их встрепенуться. А с другой стороны, даёт им понять, что это будет отличаться от обычных церковно-приходских поучений. Они подумают про себя: “ага, это будет здорово”!


После “рекламного ролика”, священник может встать и рассказать о том, какие чувства этот сюжет вызывает лично в нем. Затем сказать им, для чего они сегодня собрались и для чего будут собираться дальше: искать свое мужское сердце.


Только не нужно проповедовать! Не нужно сразу же всех призывать прийти в воскресенье в Церковь, чтобы покаяться в своих грехах. Созданный молодежный формат общения, условно назовем его Молодежным Клубом, должен стать “шлюзом”, буферной зоной, нейтральной территорией, пространством живого общения между миром и Церковью.


Начните разговор словами, наподобие:


– Знаете, мне кажется, что у мужчин есть несравненно большие возможности и потенциал, чем мы даже в состоянии себе представить. Но каким-то образом это было потеряно, и я хотел бы с вами отправиться в путешествие, в надежде, что мы отыщем и вернём это. Мне нравится фраза главного героя из фильма “Храброе сердце”: “Все мужчины умирают, но только некоторые жили по-настоящему”. Мы здесь для того, чтобы ожить как мужчины, чтобы начать жить по-настоящему.


Конечно, сам батюшка, который будет вести занятия с ребятами, должен быть адекватным молодежной аудитории, живым, творческим, мужественным, не высокомерным, открытым, принимающим, не судящим. Молодежь очень четко “выкупает” нас, представителей взрослого мира. У них даже есть “классификационная шкала”… Мне пришлось один раз подслушать, как молодежь характеризует батюшек: “батюшка-колобок”, “батюшка, а выпивает…”, “а этот очень духовный, но он сам в себе”, “этот ничего, адекватный, в молодости слушал тяжелый рок и, вроде бы, не каялся в этом”…


Начало ваших встреч должно быть несколько обезоруживающим, пусть они ощутят, что все, что им происходящее с ними сейчас, самое что ни на есть настоящее.


В работе с молодежью вы должны создать ощущение именно Молодежного Клуба, а не Воскресной школы, в том смысле, чтобы не было ощущения “религиозности” происходящего. Вы хотите, чтобы эти парни открылись, были откровенными, были самими собой? На протяжении занятий вам предстоит прикоснуться к больным местам в их жизнях… К сожалению, большинство ребят, которых удалось привлечь в церковь, в храме одевают елейную маску, потому что ощущают: им нужно производить впечатление, выглядеть “смиренными” или “благочестивыми послушниками”. Посмотрите, как эта искусственная роль отличается от их сути, которая проявляется, когда они играют в футбол или выбираются в самостоятельные походы.


Полагаю, что такие встречи желательно проводить в малых группах, до 15 человек. Практически невозможно вести вразумительное обсуждение с 50-ю парнями. Двое или трое будут доминировать, а остальные будут сидеть втихаря.


Ведущий составляет программу (или может воспользоваться предлагаемой нами), излагает тему (не более получаса) и задает направление для обсуждения, попросив всех без исключения высказаться по поводу услышанного. Обсуждение может стать самой важной частью, когда будет осуществляться переработка и осмысление того, что они узнали. Для пастыря и педагога важно не оценивать, не поучать, не дополнять, а внимательно и принимающе выслушивать.


Тематика той или иной программы – это только рекомендации. Доверяйте сердцу. Если вы чувствуете, что нужно двигаться в другом направлении, если вопросы, которые задают ребята, задают другое направление вашим встречам – следуйте за их вопросами.


В начале и в конце было бы очень здорово, если бы на этих молодежных встречах была возможность попеть под гитару песни: или которые поет молодежь, или песни посвященные Христу, или песни, обращенные к Нему. Совместное пение создает доверительное пространство эмоциональной открытости.


Желательно проводить такие занятия раз в неделю, около полутора часов, регулярно, в одно и то же время, чтобы даже те, кто прекращают приходить к вам, знали время, когда здесь будет открыто и им будут рады.


Позвольте предложить здесь некоторые идеи по проведению подобного рода малых групп:


– Начинайте с менее личностных вопросов. Парни не привыкли говорить о своей жизни, своих мечтах и желаниях. Позвольте им привыкнуть к обсуждению на малой группе, начиная каждую неделю с разыгрывания “тренировочного мяча” – вопросов, на которые легко ответить. Потом постепенно продвигайтесь к более серьёзным вопросам.  


– Покажите пример. Когда дело доходит до более глубинных вопросов, я бы посоветовал вам начать первому: раскройтесь, расскажите о себе. Не завладевайте всем временем, но пусть ваша уязвимость создаст безопасную среду для других.


– Не теряйте направления, делая “лирическое отступление”, помните о теме. Возможно, вам не удастся пройти весь материал темы за время, выделенное на обсуждение. Выберете несколько вопросов и держитесь их. Вы не должны в обязательном порядке пройти по всем вопросам вашего плана, но вы никуда не продвинетесь, если отпустите разговоры на самотёк. Оставайтесь на траектории, направляя тему занятия доброжелательно, но твёрдо.


– Бережно останавливайте тех, кто не умолкает. Некоторые группы неизбежно окажутся под угрозой разрушения из-за парней, которые хотят доминировать в обсуждении, уводить его от темы, целый час рассказывать о своей жизни, или просто из-за молодого человека, который не может сделать вывод за 30 минут. Вам необходимо прерывать таких с любовью и твердостью, когда становится очевидным, что он не собирается униматься. Скажите что-нибудь типа: “Кирилл, извини меня, но у нас время заканчивается. Я знаю, что ты хочешь, чтобы и другие сегодня смогли высказаться, давай, завершай свою мысль в 1-2-х предложениях”.


– Пресекайте отвлеченные разговоры. Нет никакого сомнения, что когда-то вам попадётся парень, который не захочет по-настоящему учиться у вас. Он либо будет отстаивать какую-то свою идею, либо оспаривать всё. Вам стоит отдельно поучиться ведению группы, тому, как профессионалы работают с трудными людьми в аудитории.  


– Помогите надломленным парням, ребятам с душевными ранами, обратите на них особое внимание. По мере того, как вы будете продвигаться, и особенно, когда затронете такие болезненные темы, как отношения с собственными родителями, среди ваших слушателей может оказаться тот, который настолько сломлен жизненными обстоятельствами, что перестанет участвовать в группе. Вы хотите сочувствовать ему, но, с другой стороны, вы не хотите посвятить его проблеме весь остаток вечера. Не превращайте группу в консультацию одного человека. Просто поддержите его.


– С самой первой встречи нужно заложить несколько основных правил. Не настаивайте, не давите, и не делайте это законнически. Но просто установите несколько простых правил.


(1) Конфиденциальность. Каждый соглашается, что ничего из сказанного не выйдет за пределы группы. Всё, чем делились на группе, остаётся между нами. Тот, кто нарушает это правило – выходит из игры.


(2) Никакого поучения. Есть много одарённых в этой области, и для многих будет искушением начать учить других. Скажите это совершенно ясно, что мы здесь для того, чтобы задавать друг другу вопросы и выслушивать.


(3) Уважаем друг друга и не пытаемся исправить друг друга или давать советы. Когда парень делится чем-то из своей жизни, все слушаем внимательно и тем самым поддерживаем его, но не учим, как жить.


К примеру, на первом занятии, как уже говорилось, можно было бы присоединиться к молодежной аудитории через разговор об интересных и любимых фильмах, в которых отражен мужской стиль поведения, мужской характер.


1. Попросите, чтобы каждый поделился, сказал, почему они нравятся? Обычно это отличное начало для обсуждения. Это, с одной стороны, “безопасный” вопрос, а с другой, разогревает. Некоторые ребята будут вписываться в направление этой серии: Лучший стрелок, Ровно в полдень, Роки, Гладиатор, Умница Уилли Хантинг. Но некоторые “клоуны” попытаются быть забавными и назовут Глупец и ещё глупее, или Кин-Дза-Дза. Посмейтесь вместе с ними, но не позвольте им пустить под откос обсуждение. Мягко верните обсуждение в нужное русло, перейдите к другому человеку, и спросите о его любимых фильмах. Обязательно расскажите о своих любимых и чем эти фильмы так задели вас.


После того, как каждый выскажется, покажите, что в большинстве из перечисленных ими фильмов одно, два, а то и все три главных желания мужской души:


сражаться в битве,
жить, рискуя,
спасти красавицу.


Потом спросите их по очереди, какую роль хотели бы сыграть в том или ином фильме? Это более личностный вопрос, но не настолько, чтобы совсем раскрыться. Обычно парни включаются в это, и вы узнаете о сути каждого из них. Попытайтесь запомнить (или записать в свой блокнот) особенности характера каждого. Это пригодится в дальнейшем взаимодействии.


2. А теперь обратитесь к их детству. Спросите ребят, в какие игры они играли, какие приключения любили? О чём мечтали? Попросите их по очереди рассказать самые значимые эпизоды из детства. “Андрей рассказал, в какой обстановке он рос, как они любили играть в армию, как они защищали свой район с гранатами-мандаринами, пугачами, как готовы были смешать с грязью и огнём “врагов”. Вы можете их подтолкнуть, если первым поделитесь в нескольких словах своими воспоминаниями, но нужно сделать это кратко. Вам не стоит доминировать на группе, ваш рассказ – это только возможность дать раскрыться им.


3. Спросите, осознавали ли они, что мы все несём образ Божий, но отражение этого образа в значительной мере зависит от пола? Хорошим вопросом может быть “Было ли это для вас чем-то новым”?


4. Теперь перейдите от того, чего они хотели бы к факту, к тому, что есть на самом деле. Как говорит Вильям Уоллис в “Храбром Сердце”: “все (мужчины) умирают. Но только некоторые жили на самом деле”. Способствовала ли твоя жизнь тому, чтобы жить от полноты сердца, идти за своей мечтой?


5. Нужно, чтобы заключение было сильным. Во-первых, вдохновите их прийти на второе занятие, потом подведите итог, напомнив основные пункты:


Бог нас создал мужчинами по Своему образу. Он вложил в нас мужское сердце.


Если мы хотим прожить ту жизнь, которая была предначертана для нас первоначально, нам нужно “вернуть наше сердце”


Вот для этого мы здесь. Мы пройдём этот путь вместе.


Далее можно предложить:


– Давайте попробуем составить список положительных мужских качеств. Конечно, мужчина должен быть ответственным, чутким, дисциплинированным, преданным, упорным, послушным Богу. Но это не все. Есть еще целый ряд специфически-мужских качеств, которые девушкам и женщинам совершенно не к лицу. Как вы думаете, какие это качества?


Для этой работы наиболее подходящим пособием была бы взятая на вооружение нами программа “Необузданное сердце”. Она обучает парней быть мужчинами посредством взаимодействия с природой, с помощью веревочных приспособлений, конного спорта, альпинизма и физических упражнений. Одновременно это происходит внутри живого рассказа о Боге и о христианских смыслах.


Сегодня мы должны создавать переходные пространства между Церковью и “безбожным миром”, где молодые люди могут встретиться со Христом, не будучи напуганными строгостью церковных традиций. Любая деятельность, организуемая вне храма, может стать “шлюзом”, переходным мостиком к Церкви, где молодежь может обсуждать вопросы смысла жизни, открывать Слово Божие и видеть христиан в общении друг с другом.


Задача пастырей и всех верующих людей – стать живым Евангелием для молодежи. Мы сами должны стать доступным, читаемым и интересным Евангелием. Если мы хотим, чтобы нам доверяли, мы должны являть реальность изменения жизни от встречи со Христом.


Свет православия


[1] “Совместная пресс-конференция председателя Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви (РПЦ) архиепископа Костромского Александра (Могилева) и заместителя полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе (ЦФО) Андрея Парамонова состоялась в начале работы съезда православной молодежи территорий ЦФО. Съезд проходил с 19 по 21 марта в Тамбове под патронажем РПЦ и полномочного представителя президента России в ЦФО Георгия Полтавченко.


Архиепископ Александр отметил, что в нынешних условиях “Церковь повернулась к молодежи лицом”. По словам архиепископа, “впредь Церковь не будет читать молодым лекций о том, как нужно жить, но постарается вести разговор с ними на понятном языке без нравоучений”. В связи с этим он обратился к священнослужителям с призывом “прыгать с парашютом, ходить с молодыми в лес и на рок-концерты””.(Тамбов, 21 марта, Благовест-инфо)


[2] Диакон Андрей Кураев. “Я еще слишком имперский человек…”


[3] Диакон Андрей Кураев. “Я еще слишком имперский человек…”

Цей запис має один коментар

  1. Михаил

    В докладе затронута очень
    животрепещущая проблема. Наше будущее в наших руках и нам его воспитывать. Я надеюсь что прочитав эту статью многие задумаются о том что у нас и правда осталось лет 10-15, что бы что-то прменять в в нашем будущем, иначе страна вымрет под давлением наркомании, алкоголя и распущенности нравов

Залишити відповідь