Нужна ли нам поместность?

В украинском православии за все года независимости Украины не ослабевает дискуссия о необходимости создания Поместной Церкви. В этих спорах приводятся весомые аргументы как за полную независимость канонической украинской Церкви,  так и за сохранение единства с Московским Патриархатом. При этом разные участники дискуссии, по-видимому, подразумевают под понятием поместности не одно и то же.


Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир однажды высказался в интервью, что Поместная Церковь в Украине уже существует, и этой Церковью является УПЦ. Другие же не хотят признать поместной Церковь, которая сохраняет каноническое подчинение Московскому Патриархату, хотя и обладает правами широкой автономии.  Вопрос этот можно и нужно обсуждать, но часто в подобных дискуссиях забывается то, что, на мой взгляд, является главным.


Поместность – один из основных принципов устройства Православной Церкви, изменить или отменить который – означает изменить саму природу Церкви. Отец Александр Шмеман поясняет этот принцип так: “Поместность Церкви означает, что в одном месте, то есть на одной территории, может существовать только одна Церковь, иными словами – одна церковная организация, выражающаяся в единстве священноначалия”. Поэтому, кстати, Митрополит Владимир совершенно прав, называя УПЦ Церковью поместной. Существование параллельно на одной территории епархий нескольких Церквей – проблема современного православия на Западе, не изжитая до сих пор.


Помимо поместности, существует еще один основополагающий принцип, определяющий бытие Церкви с самого начала ее существования. Церковь – это не общественная организация или институт, но Тело Христово. Именно причастие одному и тому же Телу Христову делает верующих в Иисуса Христа людей членами Церкви. С другой стороны, именно потому, что эти люди есть члены Церкви, они могут собраться вместе для Евхаристии. Совершая Евхаристию, местная церковь являет и исполняет себя. Понимание сути Церкви как Тела Христова лежит в основе так называемой “евхаристической экклезиологии”, присущей Церкви с апостольских времен (ибо не было в Церкви времени, когда бы не совершалась Евхаристия) и “заново открытой” выдающимся русским богословом и канонистом ХХ века протопресвитером Николаем Афанасьевым. Согласно этой экклезиологии, каждое евхаристическое собрание, то есть каждая Божественная литургия есть явление всего Тела Христова, а не его части, ибо это Тело неделимо.


Именно поэтому представляется более важным не ломать копья в спорах о поместности или зависимости той или иной церковной организации, то есть не строить поместность “сверху”, но выявлять ее “снизу”. УПЦ сегодня насчитывает более десяти тысяч приходов, то есть евхаристических общин. Но каждая ли такая община осознает себя как местную церковь? Все ли наши верующие понимают, участниками чего они являются на литургии? Без возрождения приходов, или местных церквей “снизу” никакое изменение внешнего устройства не принесет ожидаемого результата. Миссионерское усилие пастырей и активных мирян должно сегодня быть направлено прежде всего на то, чтобы возродить сознательное участие верующих в жизни Церкви, основой которой является Евхаристия. При этом верующие (“верные” в литургической терминологии) должны осознавать себя частью народа Божия, носителями “царственного священства”, а не пассивными “мирянами”; в литургии участвовать, а не присутствовать, причем участвовать осознанно, понимая не только значение слов богослужения, но и литургии в целом, а также понимая и свое участие в ней.


Поэтому все споры о поместности, на мой взгляд, будут оставаться бесплодными, потому что в Церкви важно не внешнее обрамление устройства, но внутренняя суть. Силы, которые тратятся на споры о внешнем устройстве, лучше прилагать на то, чтобы вернуть Евхаристии центральное место в жизни каждого верующего и каждой церковной общины, отказаться от практики крещения и венчания без предварительной подготовки, созидать сплоченные общины на основе приходов. А потом уже Церковь, сильная внутри, сможет определить и свою внешнюю организацию. Пока же есть о чем заботиться.


Колонка редактора для “Православия в Украине”

Цей запис має 95 коментар(-ів)

  1. Игорь

    Можете прочитать, как против нас и других стран третьего мира ведется необъявленная война. Но она не только экономическая, она касается всех аспектах. Вы были частью религиозного проекта ЦРУ, считая, что боретесь за правду. Я, кстати, на этом сайте увидел контруктивную критику себя со стороны Дмитра. Каюсь, действительно в некоторой степени заблуждался когда-то и я . До того, чтобы мерзнуть за "демократов" неделями в их поганых пикетах не доходил, но все равно, многие глупые заблуждения разделял. В этом давно раскаиваюсь.

    http://www.fictionbook.ru/author/perkins_djon/ispoved_yekonomicheskogo_ubiyiciy/perkins_ispoved_yekonomicheskogo_ubiyiciy.html

  2. Игорь

    Поддерживаю Олега. Церковь не может по каждому случаю собирать Синод. Особенно давать такую лофициальную позицию, которая усилит гонения на нее. Этого не было не только в 37, но и, например, во времена турецкого владычества на Балканах. А нынешние гонения, конечно, не сроавнимы с 37, но они гораздо подлей и , по большому счету, эффективней. Такие же "мягкие" гонения прошли в Западном мире, и от религии там мало что осталось.
    Насчет вздора о фальсификациях – не хочу даже повторятся, я уже все сказал, и Андрей с Олегом добавили. Она была с обоих сторон, и бандиты тоже. Говорить на уровне хорошие ребята против плохих – несерьезно. Корпоративные интересы донецких вынуждали их по крайней мере терпимо относится к УПЦ. Что мы и видим сейчас: после прихода "бандюка" в прмеьеры начала восстанавливаться закнонность: погромов нет, захваченные храмы раскольники начинают возвращать, информационная война против нас поутихла. Все это ОЧЕВИДНЫЕ факты.
    Позиция духовенства была совершенно ясна. От Блаженнейшего, до настоятеля храма прп Агапита Печерского и других священников. Или им тоже "бандюки" заплатили?

  3. А.Кравченко

    Олег, Ваше лицемерие уже не смешно. Вы сравниваете студентов, простых граждан, украинскую интеллигенцию, которые протестовали против грубой фальсификации, с сотрудниками НКВД, который утопили страну в крови ?
    Или Вы хотите в чем-то обвинить руководство Церкви? Так кто тут не считается со священноначалием ?
    Хочу Вам напомнить, что большевики как раз тоже были из уголовников, поэтому Ваше сравнение играет против Вас.

  4. Олег

    Андрею Кравченко
    В 1937 году Церковь не тоже принимала ни одного официального документа об осуждении советской власти и ее репрессий. Значит ли это, что помогавшие чекистам люди поступали хорошо?

  5. А.Кравченко

    Игорь, в Ваших высказываниях нет логики.
    1) Нельзя обвинять в революционных взглядах людей, которые полностью, на все 100% согласны с автором статьи (в ней революциями и не пахнет).
    2) Ваши посылания на мифическое «большинство священноначалия и мирян» в т.ч. в определении «врагов церкви» не выдерживает критики.
    Насколько я понимаю, существует такое понятие как «официальная позиция Церкви», которая может выражаться в решениях соборных органов, заявлениях Предстоятеля.
    В УПЦ МП нет ни единого официального мнения (документа), в котором бы осуждалась поддержка оранжевого блока, участие в «оранжевой революции» и т.д.
    Точно так же, нет ни единого официального документа, в котором бы признавалась особая «православность» за Януковичем и силами, которые его поддерживают.
    Поэтому не берите на себя то, что не берут на себя ни Синод, ни Блаженнейший.

  6. Дмитро

    Спасі Господи, ввмбачте, як когось образив

  7. Дмитро

    Я колись сам, на свій сором підримував рух, а з ним – і розкольників. Я давно покаявся в своїх дурницях, але сором все одно відчуваю. Церковній людині дорогі інтереси Православя, а не націоналізму. Закликаю покаятись всіх "полумяних" майданщиків, що свідомо, чи ні, але підтримували, і підтримують ворогів Церкви
    Проект "помісності" на сьогодні недоречний.

  8. Игорь

    Все, что я здесь наблюдаю является типичным образцом революционерской психологии. В конце 19 века тоже собирались юнцы, критиковали злого жандарма – сатрапа, критиковали вредного архиерея, куоторый где-то там выпил. Помогали пришествию революции. И дождались. Пришел дядя Сталин, и пустил их в расход. А на место сатрапа – жандарма пришли чекисты, устроили голодомор. А якобы пьющий архиерей принял мученическую кончину и был потом причислен к лику святых. Вот об этом бы подумали, прежде чем "реформы" свои толкать. Что придет на смену?
    Дети, дети, Вы увидели какие-то грешки у священников, и решили что все надо крушить…
    Я с моим жизненным опытом не тому удивляюсь, что кое-где попадаются недостойные священники, а тому, что огромное их большинство – достойные люди, а некторые даже на мой взгляд, близки к святости.

  9. Игорь

    Я стою на точке зрения священноначалия и большинства мирян. Поэтому, естественно, не разделяю противоположную ей точку зрения, и не уважаю ее. знаю, что тем самым нарушаю один из основных догматов квазирелигии неолиберализма о т. н. толерантности. Я этой веры не исповедую, так что извините. Истина одна. Но, с другой стороны, я и не испытываю ненависти ни к Вам, ни к остальным оппонетам. Мне печально, что хорошие, в общем люди, стали орудием в руках антицерковных сил. Вот о. Петр Зуев, например, педалирует все эти "реформы", в т.ч. "поместность". Он же бывший раскольничий активист, ему бы молчать и радоваться, что его тяжкие грехи прощены, что ему даже дали сан. Так нет, берется поучать клириков и мирян, самочинно ставит часовнеобразное сооружение на майдане, без благословения, без антиминса. Водит дружбу с зпрещенными в служении грузинскими священниками, которых заставляет подписывать политические воззвания. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Кстати, Вы вот обвиняете Андрея с Окленда в непонимании ситуации на Украине. А они по-Вашему, эту ситуацию понимали?

  10. Кіномеханік

    Бог простить, Andriu! Прости і ти мене. Правду ти кажеш, точніше ви з Брянчаніновим :-)) "горячительная кровь сердца не есть Дух Божий".

    Прошу прощення у всіх вас, друзі!
    Зустрінемося в наступних дискусіях!
    Дай Боже, отче Андрію укріплятися Вам і Вашій діяльності. Дивись, може, все це і справді початок до порозуміння.

  11. Кіномеханік

    Ігоре, пояснення, звідки я знаю подробиці з життя Денисенка і інших жителів цього світу, дуже просте. Я – журналіст і давно займаюсь розслідуваннями. Щодо того, що добрих слів в адресу нашої церкви Ви не бачите у моїх коментарях… ну що ж, наведу Вам приклад з Паїсія Святогорця: "У мухи спитали, ти не бачила тут квітів? Ні, – відповіла муха, – я бачила лише он купу гною, та он ще всякий набрід. У бджоли спитали: Ти не бачила тут усіляких нечистот? Яких нечистот? – перепитала бджола. Он – пахучий гіацинт, он – фіалка, а он – чудесна півонія".
    Ігоре, коли у людини добрі помисли, вона намагається усюди бачити добре. Якщо у людини погані помисли – вона всюди бачить лихе. Якщо людині по-справжньому болить, вона намагатиметься лікувати там, же болить, шукати джерело болю, а не звинувачувати все і всіх, крім себе, коханого.

    По роботі я спілкуюсь з багатьма людьми. Зокрема зі священиками. В основному, людьми простими і мудрими житейською мудрістю. Так ось, більшість з них упевнені, що все, що відбувається з православ’ям в Україні – штучне. Вони не звинувачують ні Ющенка, ні Януковича, не сиплються, як Ви та Олег, жаргоном а-ля Жиріновський", і в усьому покладаються на Господа Бога. І більшість з них упевнені, що дуже скоро ситуація в Україні налагодиться. І у нас буде одна
    єдина Українська православна церква.

    І останнє, не втримаюсь. Як Ви гадаєте, чи можу я бути вірним УПЦ-КП, якщо Михайла Петровича називаю Михайлом Петровичем, а не "Патріярхом Всієї Русі-України Філаретом". А-а-а! Здогадався. Ви мабуть вважаєте, що по той бік суцільні лицеміри!

  12. А.Кравченко

    Олег, Вас послушать, так создается впечатление, что Вы с другой планеты.
    Именно в официальных обращениях Синода УПЦ МП закреплено стремление к созданию поместной церкви; именно Блаженнейший благословил применение укр. языка при богослужении, по решению конкретных приходов; именно Блаженнейший подтвердил свободу выбора членов церкви на выборах 2004р. (ибо Церковь вне политики), именно Блаженнейший осудил фальсификацию во время избирательного процесса.
    А Вы направо и налево вешаете ярлыки, и все время оперируете мнением мифического «большинства членов церкви».

  13. Олег

    Вы, тем не менее, своим постингом явно показываете, что как раз сами исповедуете обновленческую идеологию. Суть обновленчества – в заискивании перед властью, во встраивании церкви в государственную систему, когда Церковь, призванная быть вестником Царства Божия в "мире сем" (но "не от мира сего"), становится плоть от плоти частью "этого мира".
    Вы восторгаетесь светской властью в соседнем государстве, которое "услуживает" Церкви тем, что вводит в школы ОПК. Упаси Бог нашу Церковь от такого "дружественного и власного покровителя".

    1. Я вовсе не предлагал заискивать перед властью. Как раз УПЦ, в отличии от всех других конфессий, менее всего перед ней заискивает, и я это полностью одобряю. Недавно, слава Богу Синод постановил запретить участвовать Блаженнейшему в экуменических шоу, регулярно собираемых президентом. И ранее Церковь отказывалась от этого, в отличии от жалких раскольников, покорно склоняющих шею вместе с католиками, иудеями, сектантами. И я это горячо одобряю и приветствую. Я вел лишь речь о нормальном сотрудничестве, которое вполне возможно, ибо цели Церкви и мало-мальски здорового государства в основном совпадают.
    2. Я вовсе не восторгаюсь светской властью в России. Она гнилая насквозь. Просто на фоне, например, нас, даже она является позитивной. И почему это «избави нас Бог» от введения ОПК? Мне странно слышать такое от священника, пусть даже имеющего своеобразные взгляды, несовместимые со взглядами большинства духовенства.

  14. Олег

    Ну что, пора, я думаю, подводить итоги дискуссии. В ходе дискуссии было ясно доказано, что никаких расколов введение автокефалии не уврачует. Более того, ясно видно, что такой шаг их точно умножит. Если такая ожесточенная дискуссия возникла в Интернете, то что же начнется в реале?! Не могу понять причин озлобления обновленцев. Нельзя же постоянно переходить на личности, упрекать меня беспричинно в «комсомольском напоре». Я ставил конкретные вопросы, если нечего ответить, то так и скажите. Не нравится термин «обновленцы»? Но он, увы, полностью подходит к людям, желающим изменить административный статус УПЦ, язык служб, пересмотреть святцы (обновленцы не любят, например, убитого иудеями мученика мл. Гавриила, прп Иосифа Волцкого и многих других святых), изменить литургию, календарь и много чего еще. Я уже говорил, что даже по отдельности такие «реформы» взорвут Церковь. А что, если послушать их и провести все вместе?! Мальчики явно не понимают, с чем играют.
    Поддержу Андрея из Окленда. Надо отдать должное: человек сохраняет веру в далекой стране. Раскольники не хотят даже между собой объединяться, несмотря на все усилия Секретариата през., они ненавидят друг друга, хотя и вступают частенько в тактические союзы против УПЦ.
    Что еще? Приход новых людей в Церковь? Если их интересует не Христос, а новый плевок в сторону «имперской Москвы», то кому они такие нужны. Националисты хотят победоносную сборную по футболу, победы на выборах и «независимую Церковь». «Независимую» от кого? От Господа Бога?
    Правильно также поставил вопрос Игорь. Если запущенные Майданом процессы развалят государство, то к чему поместность. Я этому ужасаюсь, но надо смотреть правде в глаза. В Югославии в 1989 тоже мало кто ждал беду. «Оранжевая» команда может реально помочь Западу развалить страну, если он, не дай Бог, решит сделать ставку на «управляемый хаос». И сделала уже многие шаги по развалу. Кстати, извините, но некорректно было Вам, батюшка, снимать статью, выдирая из нее цитату. Я успел прочитать по Приднестровью, до того, как ее сняли. Остальные – нет. Поэтому я зашел в яндекс, набрал несколько ключевых слов, и вот что выдал Интернет.
    http://olvia.idknet.com/ol39-03-06.htm

    Поместность появлялась, когда в ней была нужда. Но у нас на сегодня наоборот, есть нужда защититься от действий «родной» власти. Кстати, власть регионалов, если таковая полностью установится, тоже, мягко говоря, далека от идеала. При всех недостатках Кремля, он проводит дружественную по отношению к Православию политику, даже начал вводить в свои школы основы прав. культуры, о чем мы можем только мечтать. Иметь дружественного нам и влиятельного покровителя очень полезно для УПЦ. И никоим образом не ограничивает наше самоуправление. Ведь все руководство УПЦ выбирает сама. А «злая Москва» уже не раз спасала нас от католической агрессии. И сели бы не шаги Богдана Хмельницкого по союзу с Россией, то пресловутого сайта «Православие в Украине» не было бы. Ибо не было бы здесь Православия. Даже многие львовские храмы, например, св. Георгия, построены за деньги московских царей, хотя Львов тогда и не принадлежал России. Просто Россия рассматривала себя как оплот Православия во всем мире. И действовала соответственно. И сейчас хоть и слабо, но помогала нам.
    Без сомнения, отделение усилило бы давление украинских властей. Усилились бы процессы секуляризации. А попросту говоря, началось бы постепенное духовное падение иерархов и мирян.
    Умоляю, не надо раскачивать лодку! Иначе она повторит путь «Титаника». Ситуация кризисная, и хотя обновленцев немного, даже их микроскопический вес, подкрепленный действиями заинтересованных в этом сил, приведет к расколам.


    Уважаемый Олег,
    Приклеивая ярлык “обновленец” к Вашим оппонентам, Вы, тем не менее, своим постингом явно показываете, что как раз сами исповедуете обновленческую идеологию. Раскол обновленчества заключался не в проведении некоторых реформ в Церкви (ибо к реформам, хотя и не вполне таким, как у обновленцев, склонялись многие епархиальные архиереи Российской Церкви до большевистского переворота и многие участники Поместного Собора 1917-18 гг.). Суть обновленчества – в заискивании перед властью, во встраивании церкви в государственную систему, когда Церковь, призванная быть вестником Царства Божия в “мире сем” (но “не от мира сего”), становится плоть от плоти частью “этого мира”.
    Вы восторгаетесь светской властью в соседнем государстве, которое “услуживает” Церкви тем, что вводит в школы ОПК. Упаси Бог нашу Церковь от такого “дружественного и власного покровителя”. Любому государству не нужна сильная Церковь. Государство хочет сделать Церковь послушной силой, “обслуживающей” религиозные интересы и “удовлетворяющей” религиозные потребности. Насколько Церковь прогибается под государство и ждет от него покровительсва, насколько она слабеет внутренне и изменяет себе и Христу. Кесарю – кесарево. Но не более.
    Свящ. Андрей Дудченко

  15. Andriy

    Spasi Gospodi Vas, otec Andrej.

    >Я полагаю, что из Новой Зеландии сложно оценить украинские реалии …..Вы правы, что грехи власть имущих Церковь может и порой должна обличать. Но в таком случае обличать всех равно, а не только тех, кто несимпатичен.

    Vi pravi otec Andrey. Spasibo Vam za nastavlenie.
    Brat’ya, mne slozhno prochuvstvovat’ tu religioznuy obstanovku gde Vi zhivete, t.k. ya uzhe bole 5 let v NZ, a v Ukraine veruyshim ne bil, k moemu ogromnomu sozhaleniy… Konechno moi skudnie znaniya o religioznoj situacii ne mogut sravnit’sya s Vashimi. No ya starays’ ob vse rassuzhdat’ na stol’ko duhovno, na skol’ko mne pozvolyaet moya yavnaya bezduhovnost’…. Poetomu chuvstvuya chto tema pochti sebya ischerpala hochu iskrenno poprosit’ prosheniya u Vas vseh, esli ya kogo-to chem-to nespravedlivo obidel, obvinil, osudil, povesil yarlik I t.d…. Hotelos’ bit’ predel’no ob’ektivnim I bestrastnim, no sam po sebe vizhu, chto v serdce chasto primeshivaetsya I gordin’ka, I uporstvo I zhelanie nesmotrya ni nachto tol’ko dokazat’ svoe, t.e. to chto svyatitel Ignatiy nazivaet “garyachitel’noj krov’y serdca”, chto ne est’ Duh Bozhij. V sledstvii etogo ne mozhesh’ ocenit’ effect ot svoih replik. Kak mne skazal nash batyshka mestnij posle togo kak ya na ispovedi sokrushalsya v tom, chto v kak mozhet pokazat’sya so storoni “pravednom” za “veru” spore s greko-katolikami poteryal mir I ne mog dazhe molit’sya odno vremya spokojno – “Ostav’ podobnie spori – Svyatim Lydyam, a sam o dushe dumaj”.

    Berya eto vo vnimanie, prostite menya, Brat’ya, vse uchastniki foruma, esli ya kogo obidel. Y iskrenne zhelay Vam vsem na Ukraine terpeniya (“v terpenii styazhite dushi vasha”), lybvi (“posemu uznaete chto Vi moi ucheniki…”) I tolleratnosti (“nostite nemoshi dru druga”) k drug drugu.
    Brat’ya, ya dazhe ne mogu predstavit’ skol’ko iskushenij u Vas tam t.k. Vi v gushe sobitiy, a ya voobshe poluchaetsya chelovek so storoni I konechno mne slozhno sudit’ obo vse ob’ektivno.

    Otec Andrej, spasibo Vam za sajt (vsegda
    s bol’shim interesom chitaj i nahozhu ochen’
    mnogo poleznogo dlya duhovnoj zhizni, za Vashu pomosh’ mne I ranee I vrazumleniya sejchas – prostite za off-topic. Spasibo vsem uchastnikam foruma, ya mnogomu nauchilsya.
    Hochetsya so vsemi Vami bit’ brat’ya! Mozhet Bog privedet I svidimsya.
    Vash Andrej

Залишити відповідь