В Новгороде состоялся международный семинар “Значение личности и наследия о. Александра Шмемана для современной Церкви”

Международный семинар “Значение личности и наследия о. Александра Шмемана для современной Церкви” состоялся 6-8 февраля в Великом Новгороде. По благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва семинар был организован Отделом  по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ), Свято-Юрьевым мужским монастырем и духовным училищем (Великий Новгород) и Библиотекой-фондом “Русское Зарубежье” (Москва).


В семинаре приняли участие как церковные, так и светские ученые, клирики и миряне, представители православных организаций из Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Твери, а также гости из Парижа (прот.Николай Озолин), Италии (Джованна Парравичини) и Украины (свящ. Андрей Дудченко). Все доклады были сгруппированы по двум основным темам: “Вера и культура” и “Литургия и экклезиология” в наследии прот.Александра Шмемана. В заседаниях семинара принимали участие студенты Новгородского духовного училища.


Перед открытием семинара 6 февраля в Спасском храме Духовного училища была отслужена лития по скончавшемуся 25 лет назад протопресвитеру Александру Шмеману. “Вечную память” ему возгласили  наместник Юрьева монастыря, иеромонах Арсений (Перевалов), протоиереи Николай Озолин (Париж) и Георгий Митрофанов (Санкт-Петербург).


Передав участникам семинара приветствие архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, о. Арсений открыл первое заседание такими словами: “Невозможно говорить о евхаристическом возрождении в Русской Церкви вне контекста наследия протопресвитера Александра Шмемана. Публикация его “Дневников”  сразу вызвала дискуссию в церковном обществе и поставила множество главных вопросов для христианской совести: о православном свидетельстве в современном мире, о пастырстве, о лжедуховности, о человеке и его призвании… Как бы ни относиться к критическим, резким высказываниям о.Александра, нельзя не признать, что в  них сквозит его вера, надежда, светлый и радостный опыт жизни в Боге”. По словам о.Арсения, обращение к наследию о.Александра Шмемана способствует “укреплению евхаристического самосознания Церкви и повышению ее культуры”.


 Преподаватель Библейско-богословского института св.апостола Андрея Светлана Панич (Москва), обратившись к собравшимся от имени оргкомитета, подчеркнула, что задача семинара – сугубо рабочая, практическая. По ее словам, наследие о.Александра Шмемана, особенно после публикации его “Дневников”, должно быть “не только восторженно или невосторженно воспринято, но должно быть осмыслено на уровне церковного сознания, чтобы написанное им не стало “идеологией”, но оставалось жизнью”. От имени комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области участников семинара приветствовала Ольга Соболева.


Первый докладчик – член Синодальной комиссии РПЦ по канонизации, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов сделал сообщение на тему “Личность и мировоззрение А.И. Солженицына в творчестве протопресвитера  Александра Шмемана”. Отметив “созвучия” во взглядах “двух русских патриотов”, их “глубокое приобщение к стихии истории”, к исторической судьбе России, докладчик подробно проанализировал все этапы восприятия о.Александром творчества писателя. По словам о.Георгия, осмысление о.Александром личности Солженицына начиналось (1973 г.) с восторженного открытия его как “голоса России”, первого национального писателя России, “пророка”, “претворяющего советское в русское”. Личная встреча, дружба и знакомство с творчеством писателя второй половины 70-х гг. сместили акценты о.Александра: в “Дневниках” видны “серьезные опасения”  за духовную жизнь А.Солженицына. А в конце 70-х о.Александр называет “гордыней” желание Солженицына “учить Запад” и “спасти Россию”, которой на самом деле нет, “он ее выдумал”. Докладчик отметил, что отец Александр относился к Солженицыну как “мыслящий читатель” и одновременно как пастырь и богослов. Диалог о.А.Шмемана с А.Солженицыным – это диалог “русского человека и пастыря” с “советским человеком и писателем, пытающимся стать русским”. Докладчик заметил, что в своем “излишнем ригоризме” к А.Солженицыну, равно как и в первоначальном восторге его произведениями, о.Александр изменяет пастырскому подходу, не отдавая себе отчета в том, в каких условиях формировалось мировоззрение Александра Исаевича. Однако, несмотря на серьезные расхождения, о.Александр “никогда не ставил под сомнение тот огромный вклад, который внес А.Солженицын в процесс мучительного духовного восстановления нашей страны”, подчеркнул о.Георгий. “Солженицын не изменил страну”, но он в значительной степени способствовал уничтожению коммунизма в России, и “этим он оправдается, и первым ходатаем за него, безусловно, будет о.Александр Шмеман”, завершил выступавший.


Протоиерей Николай Озолин (Свято-Сергиевский институт в Париже) хорошо знал о.Александра Шмемана, их общими учителями в Париже были архимандрит Киприан (Керн) и прот. Николай Афанасьев. Поэтому особенно ценно свидетельство о.Николая о Шмемане. Выступавший начал свой доклад “О.Александр Шмеман об исповеди и причащении” с воспоминания о том, как о.Александр служил литургию “не только торжественно, но торжествующе”. На академических службах в Крествуде от о.Александра и о.Иоанна Мейендорфа “веяло чем-то святоотеческим, веяло апостольским духом”, вспоминал о.Николай. Выделив главное в “блистательном разнообразии” даров Шмемана, докладчик назвал “всесобирающее, всеобъемлющее пастырство”. О современной практике исповеди и частоте причащения о.Николай говорил с точки зрения литургического богословия о.Александра –  фактически созданной им богословской дисциплины. Этот доклад задал тон дискуссии, которая продолжилась в докладах Олега Ермолаева (Спасское православное братство, Тверь) “Смысл Евхаристии: открытие заново (по трудам прот. Александра Шмемана)”, Владимира Коваль-Зайцева (председатель Преображенского содружества православных братств, Санкт-Петербург) “Возрождение Церкви в свете литургического богословия прот. Александра Шмемана”. Дискуссия об участии мирян в богослужении, о характере церковной общины, о частоте причащения и исповеди длилась в течение всего семинара.


В ходе дискуссии прот. Георгий Митрофанов отметил, что сегодня мы, к сожалению, не осознаем многие проблемы, стоявшие перед Поместным собором Российской Церкви 1917-18 годов. Одной из таких проблем является вопрос связи исповеди и Причастия: сегодня многие священники неверно убеждены, что обязательная исповедь перед причащением – едва ли не апостольское правило. На практике исповедь часто превращается в формальный ритуал как со стороны кающегося, так и со стороны священника. Помимо этого, отметил о.Георгий, сегодня многие приходят в православный храм не “духовной жаждою томимы”, а в поисках разрешения своих житейских проблем, и разговор с хорошим психотерапевтом или работником социальных служб избавил бы их от необходимости отнимать время у священника. Попадая на священника, изображающего из себя “старца”, такие люди “замыкаются” на нем, играя в “кающегося грешника”.


Джованна Парравичини (фонд Russia Christiana, Италия) сделала доклад о значении личности и наследия о. Александра Шмемана для западного христианского мира. Живой интерес, проявленный в Италии к книгам о.Александра и особенно его “Дневникам”, побудили докладчицу начать перевод “Дневников” на итальянский язык. По словам Дж.Парравичини, о. Александр Шмеман “ясно видел взаимозависимость современного православного богословия и современной западной цивилизации в контексте диалога с Западом по существенным вопросам:  диалога с христианским Западом на основе общей веры и диалога с секулярным Западом на основе общих вызовов современности, на основе разума”.


В секции “Вера и культура в наследии прот.  Александра Шмемана” прозвучали доклады, каждый из которых является глубокой научно-богословской разработкой одной из тем наследия пастыря. Так, протоиерей  Вячеслав Перевезенцев (настоятель храма во имя св. Николая в г. Черноголовка, Московская обл.) сравнивал мировидение о. Александра Шмемана и Андрея Тарковского с точки зрения категории “отнесенности”. Наталья Ликвинцева (Библиотека-фонд “Русское Зарубежье”, Москва) сделала сообщение “Культура как феномен памяти в наследии о. Александра Шмемана”. Светлана Панич (Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, Москва) рассмотрела проблему  религиозного языка в “Дневниках” прот. Александра Шмемана в контексте “православного новояза”, возникшего в РПЦ за последние 20 лет.


Доклад новгородского священника о.Александра Гриня (храм во имя св. ап.Филиппа) “Таинства в Огласительных поучениях св.Амвросия Медиоланского” был посвящен истории формирования таинства крещения, что ярко проиллюстрировало корреляцию взгляда Шмемана на литургию со святоотеческим учением. Тема получила продолжение в докладе Александра Бурова (Музей истории религии Санкт-Петербурга) “Пастырские аспекты крещения в свете наследия о. Александра Шмемана”, где был сделан акцент на современном опыте участия общины  в таинствах.  Марина Васина (руководитель исследовательского центра при Санкт-Петербургском институте православной иконологии)  взялась за сложную богословскую тему “Чудо человеческого “я” в наследии о. Александра  Шмемана” и на материалах его книг попыталась показать, что есть такая  “любовь к себе”,через которую человек может “постичь Бога” и  которая не имеет ничего общего с себялюбием.


В рамках семинара состоялся вечер памяти о.Александра Шмемана, во время которого был показан фильм о пастыре, а Елена Дорман (Москва) – составитель и переводчик “Дневников” и других книг о.Александра – поделилась своими воспоминаниями о нем. Была представлен новая книга, подготовленная Е.Дорман – Сборник статей о.Александра Шмемана (1947-1983), ранее не публиковавшихся (в ближайшее время увидит свет в московском издательстве “Русский путь”). Возможность свободного общения представилась участникам семинара на круглом столе, который был посвящен теме “Мировоззрение прот. Александр Шмемана – богословие, разрешившееся в пастырстве, или история, разрешившееся в эсхатологии”. Вел дискуссию протоиерей Георгий Митрофанов. Он отметил, что сегодня в Русской Православной Церкви мы во многом продолжаем жить так, “как привычно было жить в СССР”: впереди – светлое будущее, ныне же – “ура, или многая лета”. Что действительно требуется Русской Церкви сегодня – это прежде всего осознание и осмысление насущных проблем.


По общему мнению участников семинара, осмысление наследия протопресвитера Александра Шмемана в Русской Церкви только начинается. Было выражено общее желание продолжить семинар, расширив круг его участников. Доклады, прозвучавшие на семинаре, можно будет прочитать на сайте Библиотеки-фонда “Русское Зарубежье”, а послушать фрагменты выступлений – на радио “Град Петров”  – 69,05FM.


Исходное сообщение “Благовест-инфо” дополнено участником семинара свящ. Андреем Дудченко

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь