Неперемолотые: выставка продлена (ФОТО)

Фото – К. А. Мозгов.


Когда мой коллега Кирилл Анатольевич Мозгов, преподаватель церковнославянского языка в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, пригласил меня посетить выставку, посвященную новомученикам, я, должен признаться, был в некотором недоумении: что можно представить на такой экспозиции? Я ожидал привычных фотографий из следственных дел, постановлений тройки и т. п. Да, всё это нужно знать, об этом мы должны помнить, но сам по себе мрак тех времен – может ли он вдохновлять?

Тем не менее, я решил съездить. Решил – и вскоре благополучно забыл об этом. А тем временем все сроки уже прошли. Но тут выяснилось, что выставку продлили еще на месяц, и я понял: это судьба. Надо ехать.

После воскресной литургии мы с сынишкой отправились в дорогу. Это не Москва, а Подмосковье, и притом не самое близкое: за Новым Иерусалимом, в поселке Красный. Здесь из старой, заброшенной и наполовину разрушенной школы (построенной, в свою очередь, на фундаменте старой дворянской усадьбы Квашниных-Самариных) студенты и преподаватели Свято-Филаретовского института за несколько лет создали Культурно-просветительский центр “Преображение”, или, как называют его сами его обитатели и сотрудники, братский дом. О нем – о его предыстории, о расположенных в нем часовне и библиотеке, проводимых мероприятиях – следовало бы рассказать особо. Но пусть это лучше сделает кто-нибудь из тех, кто знает всё изнутри и с самого начала.

Ольга Александровна Седакова на открытии выставки
Ольга Александровна Седакова на открытии выставки.

На выставке нас встретила Оксана Иванова – ее главный организатор и устроитель.


Автор выставки – Оксана Иванова.


Официальных организаторов выставки – три: Преображенское содружество малых православных братств, Екатеринбургская православная духовная семинария и Свердловский областной краеведческий музей. Экспозиция проходит при поддержке Государственного комитета по делам  архивов Челябинской области, Свердловского областного общественного  учреждения “Культурное событие”, Пермского краевого отделения  международного общества “Мемориал”.

Экспозиция занимает один зал, однако на этой небольшой площади удалось вместить многое. Впрочем, начать погружение в эпоху нам предложили с кинохроники: вскрытие мощей, взрывы церквей, расстрелы верующих… А затем – стенды и экспонаты.


Общий вид экспозиции.

Выставка называется “Непобежденные. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке”. (На сайте института несколько иное название: “Неперемолотые”. Видимо, это яркое название позже решили заменить на более нейтральное.) И соль экзпозиции именно в этом: показать не только и не столько то, как сажали и расстреливали, как пытали и убивали, а то, как – несмотря на практически безграничные ресурсы государственной репрессивной машины – христиане советской империи противостояли гонениям, отвоевывая внутреннюю, а подчас и внешнюю свободу.

И такое действительно было. Где-то открылся богословский институт. Пусть его деятельность продлилась недолго, но это было после революции! Где-то прихожане собирают подписи, требуя освободить арестованного священника. Не помогло, но ведь нашлись 50 бесстрашных человек на селе! Закрывали храмы, но люди собирались и молились по домам. Нарастала атеистическая пропаганда, однако Церковь старалась противопоставить этому духовное просвещение народа.

Пожалуй, наибольшее впечатление произвела на меня история священника Михаила Суханова. Его отец, тоже священник, Федор Суханов, был расстрелян. Вскоре после этого о. Михаил ушел из дома и начал странствовать. В течение 30 лет (в это трудно поверить, но это так) он ходил по деревням вокруг Челябинска, не оставаясь в одном и том же месте более суток. Его просто не успевали арестовать: сегодня он здесь, а завтра – в самом прямом смысле этого слова – он уже в другом месте. И, разумеется, он не просто спасал свою жизнь таким образом: все эти тридцать лет он крестил, венчал, отпевал, исповедовал, причащал. И умер-то он по дороге к одному из своих чад – но умер на свободе. Сохранился его требник, он представлен на выставке.

“Знакомство с опытом тех, кто остался “неперемолотым” в мясорубке истории, духовно выстоял и победил силой своей веры, , – пишут в информационном проспекте организаторы, – может помочь нам, живущим в XXI веке, в поиске путей преодоления кризиса, вызванного разрывом в передаче традиции веры”. Это действительно так.


Запись в метрической книге.


Воинствующая безбожница.


Надо быть готовыми ко всему.




Рисунки В. Гребенникова.


Поздравление о. Иоанна (Крестьянкина).


Письма.


Стенд, посвящённый архим. Тавриону (Батозскому).

Впрочем, больше рассказывать ничего не буду – гораздо лучше и полнее расскажет обо всем Оксана Иванова, когда вы сами посетите выставку.

Теперь о том, как добраться до Культурно-просветительского центра “Преображение”. Если на общественном транспорте, то нужно ехать на электричке от Рижского вокзала до платформы Холщевики. Это около полутора часов – но если вы живете на северо-западе Москвы, можно ехать от платформы Тушино, сэкономите полчаса. От электрички до выставки идти минут 10-15.

Если вы поедете на машине, то двигаться надо по Новорижской трассе, а дальнейший маршрут лучше проложить при помощи Яндекса или навигатора. Конечная цель – посёлок Красный. Культурно-просветительский центр “Преображение” местные жители знают под именем “старая школа”.

Выставка была открыта 7 февраля, предполагалось, что свою работу она завершит 6 марта, в канун Великого поста. Однако, как я уже сказал, было решено продлить ее работу на месяц. Так что время пока что еще есть. Когда решите ехать, предварительно позвоните по телефону 8-965-251-73-58 и запишитесь на экскурсию. А съездите – поделитесь впечатлениями.

Залишити відповідь