Митрополит Кирилл (Гундяев): “Вы знаете, что самое страшное – это навешивать ярлыки”

– Владыка, расскажите о своих корнях, родителях.


– Мой дед был исповедником Российским: 37 лет находился в заключении. Как он говорил, прошел 47 тюрем и 7 ссылок. Он работал механиком, водителем на железной дороге “Москва – Казань”, управлял поездами. Все деньги, которые зарабатывал, отправлял на Афон и в Иерусалим. А это были сумасшедшие деньги по тем временам (300 рублей золотом в месяц, 25 рублей стоила корова). Пару лет назад я был на Афоне в одном монастыре и нашел всех своих родственников в монастырских записях. Это был очень мужественный и сильный человек, воспитывал восемь детей. Несмотря на это, добровольно пошел на мученические испытания, боролся с закрытием храмов, почти всю жизнь провел в заключении. Был первым соловчанином и участником Соловецкого Собора. Знал всех русских архиереев, которые сидели на Соловках.


Отец мой тоже был исповедником, сидел в Магаданском крае, был глубоко верующим человеком. И я в детстве тоже находился в таком убеждении, что и мне придется сидеть за веру. Я никогда не был пионером, никогда не вступал в комсомол, никогда не был соглашатаем – не стал и диссидентом. Я очень люблю свою страну, свой народ. Даже в советское время я считал, что не надо делать ничего такого, чтобы разрушить единство народа. Поэтому я не выступал против властей. Но слава Богу, что Церковь призвана говорить правду – и в царское время, и в советское, и сегодня. А провозглашение правды всегда требует мужества, некоей готовности если не в тюрьму пойти, то быть непопулярным, неизвестным, непочитаемым. Задача Церкви заключается не в том, чтобы возбуждать распри, а в том, чтобы говорить правду, даже в том случае, если эта правда неприятна.


– Скажите, как вы учились в школе? Были ли вы тогда верующим человеком?


– Я довольно много страдал в школьные годы, потому что не вступал в пионеры и комсомол. И при этом я был самым лучшим учеником. Поэтому обо мне газеты стали писать не в 90-е годы, а в 50-е, но писали критически. Вот есть такой мальчик, учится на одни “пятерки”, а не пионер и не комсомолец, к тому же верующий. Трудное было время. Я шел в школу, как на Голгофу. Очень часто меня вызывали на педсоветы, на диспуты с преподавателями и учениками, и я всегда побеждал, потому что в советское время наши учителя к таким диспутам были не готовы, а я старался быть готовым.


В 15 лет я ушел из дома, стал работать, считал, что не должен сидеть на шее у родителей. Перешел в вечернюю школу. Потом работал в геологической экспедиции, имел даже какое-то отношение к северному краю: к Архангельску, Коми, потому что работал в северо-западном геологическом управлении. Считаю, что это была замечательная страница в моей жизни, мне очень повезло.


– Когда вы избрали духовную стезю и как пришли к служению?


– Я не помню того времени, когда бы не хотел стать священником. Я начал служить с трех лет и к шести-семи годам мог наизусть отслужить молебен, панихиду и даже литургию. Только папа не разрешал служить ее до конца, говорил: “Служи до Херувимской”. А мне очень хотелось служить до конца. Отец мой, главный инженер одного из крупнейших военных заводов в Ленинграде, был репрессирован. А потом был строителем укреплений во время Ленинградской блокады. Во время войны был главным военпредом на Горьковском заводе и принимал танки Т-34. После войны в 47-м он пришел к митрополиту и попросил у него иерейского сана, стал священником. Мама – учительница немецкого языка в средней школе. Я воспитывался в религиозной семье, пострадавшей за веру.


– Вы много ездите по миру, чем отличается православие за рубежом и здесь?


– Самое интересное место для жизни – это Россия. Нигде не происходит таких потрясающих событий, как у нас. Нигде нет такого духовного возрождения и такой активной религиозной жизни, поэтому даже не могу сравнивать. Когда я говорю о России, я имею в виду и Украину, и Белоруссию – нашу историческую Русь. То, что происходит у нас, в России, имеет колоссальное значение для судьбы всего христианства, потому что христианство сегодня в Западной Европе и Америке находится в глубочайшем кризисе. Думаю, что Россия – это то место, которое может дать новую жизнь Вселенной.


– Ваше Высокопреосвященство, правда ли, что планируется встреча Папы Римского и нашего Патриарха?


– Нет, это пока не правда. Хотя я не вижу ничего в этом ужасного. Надо сказать, что избрание нового Папы у нас у многих породило очень положительные ожидания. Во-первых, Бенедикт XVI – это человек глубокой веры, прекрасный богослов. Я считаю, что в течение последних 100-150 лет не было такого сильного богослова на Римской кафедре. Он самостоятельный мыслитель. Это человек, понимающий православие и восточное богословие. Кроме того, я откровенно скажу, у нас вообще с немецкими католиками очень хорошие отношения, как вообще у России с Германией. Но то, что произошло недавно, – это перенесение кафедры униатского архиепископа из Львова в Киев – очень охладило наш энтузиазм. Нам говорят в Риме, что эта идея была задумана предшествующим Папой, что нынешний не мог этого изменить. Но это горько, потому что мы хотели бы развивать добрые отношения с Католической Церковью. Особенно в связи с тем, что сегодня происходит в Европе. Поэтому сегодня встреча Папы и Патриарха не актуальна. Мы будем делать все, чтобы исправить эти отношения, но не в ущерб Православной Церкви.


– Какие у вас впечатления от поездки в наш край?


– Хорошие впечатления, светлые, радостные. В первый раз я был в Коми в 1999 году. Тогда было трудное время – четвертый год строительства епархии, начало строительства собора. Это было самое начало и напоминало некую авантюру. Я помню, как мы с владыкой ездили по монастырям, посещали храмы, пришли на место строительства собора. Было видно, что владыка не знает, чем все кончится. У собора только-только поднимались стены, а как он будет строиться дальше – неизвестно. А вот сегодня можно свидетельствовать о том, что этот сложный первоначальный этап развития епархии завершился. Храмы построены, организована церковная жизнь во всех районных центрах, во всех крупных населенных пунктах. Вознесся золотыми куполами к небу замечательный кафедральный собор в Сыктывкаре. Ну и самое главное – переменился климат в Коми, изменились отношения Церкви и государства, светской власти и церковной.


На меня произвело большое впечатление участие в этих торжествах интеллигенции. Причем не такое участие, как это было раньше, – как-то несколько сверху, свысока, скептическое, с прищуром, а органическое участие, изнутри. Сегодня Церковь осознает себя общиной, объединяющей людей разных положений и взглядов. Здесь, в Коми, это очень видно. В духовенство пришли новые люди – образованные, современные, спокойные, со светлым, оптимистическим, трезвым взглядом на жизнь. У вас нет здесь никаких фанатиков, которые иногда терзают тело Православной Церкви.


При всем этом я еще раз хочу сказать, что Сыктывкарская и Воркутинская епархия в самом начале своего исторического пути. Хотя и не правильно говорить о десяти годах ее существования. Мы говорим о десяти годах возрождения епархии, потому что на этой территории была одна из самых древних и самых славных епархий Русской Православной Церкви. В этом году мы празднуем 625-летие со дня победы на Куликовом поле и 625-летие со дня начала проповеди святого Стефана Великопермского, основавшего Пермскую епархию, которая существует с XIV века. Одна из самых древних епархий – земля, политая потом, кровью, страданиями людей, святая земля. Земля мучеников, исповедников, на которой живет очень разумный, мужественный и сильный народ, критически относящийся к реальности. И вот этот интеллектуальный потенциал сегодня присутствует в жизни Православной Церкви в Коми.


Дай Бог, чтобы все это развивалось и дальше, чтобы Коми земля, которая так много страдала, на которой так много пролилось пота и крови, процвела подвигами священников, монахов, интеллигенции, верующих людей из народа. Чтобы зародилась новая православная вера в этом замечательном крае.


Ответы на пресс-конференции


– У нас на службы в храм приходят кочетковцы. Как к ним надо относиться?


– Вы знаете, что самое страшное – это навешивать ярлыки: кочетковцы, никониане. Не надо этого делать, Боже вас упаси! Отец Георгий Кочетков – это канонический священник Русской Православной Церкви. Он находится в каноническом общении с Патриархатом и епископатом, причащается, исповедуется, служит. В той части его деятельности, которая вызывает критику у Церкви, мы его критикуем. Это нормально. Апостол Павел говорил: “Надлежит быть и разномыслиям между вами (1 Кор. 11, 19). Для чего?” – “Чтобы открылись искусные”. Но если мы с вами психологию внешнего мира принесем в Церковь, то погубим наших людей.


Пока то или иное явление в Церкви не осуждено Собором, не предано критике и не отвержено, ни в коем случае не нужно выносить о нем своего критического радикального отношения. Что касается о.Георгия Кочеткова – он много доброго делает. Ведет большую миссионерскую работу, есть Филаретовская школа. Как же мы можем игнорировать эти добрые начинания? Поэтому я очень бы попросил всех тех людей, которые болеют за чистоту православия, понимать следующее: в нашей огромной стране, в нашей огромной Церкви мы никогда не будем иметь единомыслия по всем вопросам. Мы должны научиться жить в единой Церкви с некоторыми элементами разномыслия. Важно уметь отделять овец от козлов, плевелы от пшеницы. И там, где реальные плевелы, давать бой, а где их нет, снисходить любовью. Я думаю, что мы о.Георгия вместе со всеми его последователями исцелим любовью, и тот потенциал, который они имеют, используем во благо Русской Православной Церкви.


– Ваши телевизионные передачи имеют большую популярность. Жалко, что идут 10 минут. Не хотели бы вы увеличить время в эфире?


– Они идут 15 минут, а не 10, в неудобное время. Это не от меня зависит. А рейтинг этих передач, действительно, очень высокий. Самый высокий у господина Галкина – есть такой актер, а на втором месте митрополит (владыка улыбается). Я не хочу себя сравнивать с Галкиным, но это свидетельствует о том, что люди смотрят и слушают. Но время очень неудобное: одни еще не встали, другие только зубы чистят. Время передачи зависит от телезрителей. Если они обращаются на канал, если пишут, требуют, то там могут это принять к сведению и изменить время передачи.


– Ваше Высокопреосвященство, у нас в республике много старообрядцев. Как вы относитесь к старообрядчеству?


– К старообрядчеству я отношусь очень хорошо, но при этом не забываю, что старообрядчество – это раскол. А всякий раскол – это ослабление жизни Церкви… Я не хочу уходить в тему происхождения этого раскола, судить – кто прав, кто виноват. Само по себе отделение от Церкви – всегда зло. И в этом смысле старообрядчество, с одной стороны, сохраняя традиции, вписываясь в парадигму наших духовных национальных ценностей и являясь как бы союзником Русской Православной Церкви, будучи в расколе, работает против РПЦ. Вот в этом глубочайшее противоречие…


Для меня миссионерская направленность жизни Церкви важнее, чем сохранение традиций. Вот музей – это то место, где нужно сохранять все. Церковь – это не музей, это жизнь. Мы не можем внешние стороны церковной жизни подчинять интересам миссии Церкви. Если Господь когда-то нас воссоединит, то подход к жизни в старообрядчестве потребует серьезной корректировки. Церковь не должна подделываться под вкусы мира сего, но и не должна возлагать на людей неудобоносимые бремена.


– Какая тональность должна быть при подготовке православных передач на телевидении?


– Боже упаси придерживаться искусственной тональности. Старайтесь почувствовать жизнь народа, задеть за живое. Постарайтесь общаться на том языке, на котором разговаривают люди, сказать об истинности и красоте православия. Когда я начинал готовить телевизионные передачи, мне посоветовали выступать в облачении. Я сказал – нет, в облачении жарко. Предложили в клобуке. Да, в клобуке хорошо, но очень многие люди не понимают, что такое клобук. А я должен быть понятен абсолютно для всех, буду выступать без всякого клобука, в одной рясе. Рясу я не могу снять, это моя одежда, я в ней постоянно хожу. Меня спрашивали: “На каком языке вы будете говорить?” – “Я буду говорить на своем языке – языке своей культуры, своего воспитания. Буду обращаться на простом, понятном для всех людей языке, рассказывать им о Христе, о Евангелии, чтобы не было восприятия Церкви как некоего фольклора, музейного экспоната. Самое главное – научиться говорить на современном языке, но не на пошлом языке, который разрушает нравственность и ценности бытия.


Я убежден, что тема языка – одна из самых важных сегодня в Церкви и церковной проповеди. Меня как-то спросили: “А можно в Церкви смеяться?” А почему нет? А можно в церкви аплодировать? Тысячу раз я выступал в греческих церквях, и мне аплодировали. Почему в Греции можно, а в России нельзя? Другой разговор, что мы не должны создавать никакой культурной экстравагантности. Если у нас не принято аплодировать – не надо, если не принято смеяться, не надо смеяться. А если уж кто-то засмеялся, то, пожалуйста, не отлучайте этого человека от Церкви.


Записал Е. Суворов


Источник: Вера-Эском

Цей запис має 11 коментар(-ів)

  1. Асия

    при Моисее, роды Израильские десять раз роптали и десять раз отрекались от БОГА , а вы все клюетесь, как голуби. как же вам тяжело смириться закону БОГА, откуда у вас упорство. вот в беззакония строем ходите,вот беззакониям смирились, смиритесь закону БОГА НАШЕГО , ибо Благ Господь,кто спрячеться от него ,от правды .
    вы правдой совсем расстались. на что уповаете, уже ли на уста свои, "" я БОГУ служу"". не Он ли вам всю жизнь служил.

  2. Асия

    инные пришли искушать специально,если мы не простим и нам не проститься, но сии не знают что по правилам нам положенно их обличить,что бы не понести греха на себе.а потом Богу угодно чтобы из уст выходила правда, а у них обман многочисленного населения, и встречают их как дорогих гостей, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ВСЕ РАЗДАЮТ ЧИНЫ, У НИХ КРУГОМ МАСТЕРА, ПРОФЕССОРА И Т.Д.ТАМ ОБМАН СТРАШНЫЙ . ЧТО ТАКОЕ АУРА ПОСМОТРИТЕ В СЛОВАРЕ ОЖЕГОВА.

  3. Асия

    братия и сестры может написать на инные религии
    в прокуратуру России.
    1 мошейничество в пределах России в особо крупных размерах.
    2 индийская и китайская марихуанна не откуда не взялась. это их каналы. я всю жизнь живу в России у нас не было такого. у нас это не растет.
    3 психологическое воздействие на население.
    использвание таких слов : свобода ,освобожение и многих других для введение человека в блуд.
    4 вымогательство денежных средств.
    5 их догмы не вышли из уст БОГА, поэтому религией считаться не могут.
    6 използование магии и гипноза на население.
    7и много других нарушений.
    они законам нашим подчиняться не будут и других научат.
    может все таки написать в прокуратуру России.

  4. Асия

    братия и сестры может написать на инные религии
    в прокуратуру России.
    1 мошейничество в пределах России в особо крупных размерах.
    2 индийская и китайская марихуанна не откуда не взялась. это их каналы. я всю жизнь живу в России у нас не было такого. у нас это не растет.
    3 психологическое воздействие на население.
    использвание таких слов : свобода ,освобожение и многих других для введение человека в блуд.
    4 вымогательство денежных средств.
    5 их догмы не вышли из уст БОГА, поэтому религией считаться не могут.
    6 използование магии и гипноза на население.
    7и много других нарушений.
    они законам нашим подчиняться не будут и других научат.
    может все таки написать в прокуратуру России.

  5. Асия

    Икона в наше время Есть Благодать дарованная из Царствия Небесного. и кроме образа Спасителя ничего не давалось. у вас нет полномочий канонизировать все подряд. это страшное нарушение. опомнитесь. все иные иконы Лже , кроме образа Спасителя.и в Евангелии сказанно: ""из лона Авраамова ,НИ КТО НЕ ПРИЙДЕТ, у вас есть закон и пророки.""" не занимайтесь самодеятельностию.

  6. Асия

    Израиль с основания своего славил и исполнял БОГУ. я повторяю БОГУ. и чего вы там ходили с иконою земной царицы. я не спорю может вы ее и обожате. Но получаеться пренебрегли и возлюбили более Бога. может опомнитесь. дали скверну.

  7. Асия

    очень хорошая страница ""кредо "" в портале,только не приимут ""ПРАВДУ""" , прощайте ,пусть вам не икаеться.

  8. Диана

    Я каждую субботу смотрю Вашу передачу "Слово Пастыря". Большое Вам спасибо за эту передачу.
    Хотя я не отношусь к православной, но вера в Б-га меня изменила. Я стараюсь изменить свой характер с помощью Господа нашего.
    С глубоким уважением к Вам Диана.

  9. Пётр Кузнецов

    Вот, он, дорогие друзья, достойный
    претендент на Патриарший Престол –
    человек, понимающий какой должна быть
    церковь в Двадцать первом веке…

    Дай Бог, Вам здоровья и долголетия,
    Владыка!

  10. ирина

    Всегда очень интересно слушать, читать, смотреть митрополита Кирилла.Прекрасный русский язык, доходчивость, искренность!

  11. николай флоринский

    Благодарю митрополита за его доступность и твкрдую веру, и страдание за нее.

Залишити відповідь