Южноафриканский батюшка

…Вдруг на пригорке, слева от дороги, нарушив череду однообразных невысоких домиков местечка Мидранд, возникла церковь с волнующе знакомыми очертаниями. Неужели русский православный храм? Откуда он мог тут взяться? Уж не мерещится ли, ведь еще недавно ничего подобного здесь и в помине не было.


ТАКИЕ КУПОЛА НЕ ВЫГОРАЮТ


“Не мерещится, не мерещится, – широко улыбается игумен Филарет, с которым знакомлюсь у входа в церковь, – заходите, посмотрите все изнутри”.


Переступаю порог храма преподобного Сергия Радонежского и с удовольствием замечаю, что здание построено основательно и с размахом. Без всяких скидок на заграницу (говорю так потому, что не раз видел, как в разных концах планеты наши соотечественники, не имея средств на возведение настоящих церквей, ставили времянки, лишь отдаленно напоминавшие храмы).


Но этот храм выглядит не только красиво, но и величественно. Известный питерский архитектор Юрий Кирс увенчал его сразу пятью куполами. Как говорят знатоки, такая форма делает южноафриканский храм уникальным в своем роде, ибо в Африке пятиглавых православных церквей еще не строили.


В середине марта купола еще лежали на земле и специально выписанные для этой цели сергиевопосадские мастера бережно покрывали их толстым слоем сусального золота. Под ярким йоханнесбургским солнцем золото пылало, как костер в ночной степи.


“Небось, скоро выгорят купола, – демонстрируя знание местных условий, киваю совсем еще молодому мастеру, спустившемуся с лесов за инструментом, – солнце тут интенсивное, светит больше 300 дней в году…” “Да что вы, – трясет он богатой русой шевелюрой, в которой еще путаются тоненькие золотые паутинки, – это же не смесь какая-то, а настоящее 100-процентное золото! Его лет на 50 хватит”.


Внутри собора могут свободно уместиться несколько сот верующих, а иконостас, мастерски расписанный ведущими современными московскими иконописцами, может вызвать добрую зависть прихожан многих других зарубежных церквей.


Не менее впечатляет и построенный рядом с храмом приходской центр с офисными помещениями, небольшой библиотекой, классами для воскресной школы и просторным залом “для торжественных собраний и трапез”. Иными словами, новый храм – это не только место молитвы, но и культурный центр местной русской общины.


ОТКУДА РУССКИЕ НА ЮГЕ АФРИКИ


Сразу напрашиваются вопросы. Как такая красота возникла? По чьему это щедрому решению и повелению? Ну и поскольку живем мы уже в рыночные времена, то на какие денежки? Ведь достаточно хорошо зная местную русскую общину, не могу себе представить, чтобы она могла самостоятельно “потянуть” такое грандиозное строительство.


Русские появились на юге Африки еще в самом начале ХХ века. В основном это были добровольцы, приехавшие сражаться с англичанами на стороне буров. Один из них, полковник Евгений Максимов, даже прославился здесь храбростью и военным искусством.


Но первая маленькая русская диаспора сложилась тут много позже, в 20 – 30-е годы, когда через Дальний Восток, Шанхай и Сингапур до южноафриканских берегов добрались несколько эмигрантских семей. После второй мировой войны в Йоханнесбурге появились новые русские лица.


Мала была диаспора и не особенно зажиточна, но веру свою и культуру люди терять не хотели. Один из первых руководителей местной общины, бывший врач Николай Краснокутский рассказывал, как в 1959 году на квартире одного из верующих соорудили так называемый “домовый храм”. А семью годами позже наскребли денег на покупку дома, одно из помещений которого отвели под часовню святителя Николая Чудотворца.


Так и возник в одном из йоханнесбургских пригородов “русский дом”, который вплоть до середины 90-х годов был духовным и культурным центром маленькой русской общины.


В конце ХХ века произошло сразу два знаменательных события: крах системы апартеида и развал Советского Союза. ЮАР, еще недавно “застегнутая на все пуговицы”, вдруг открылась остальному миру, и первыми в нее устремились молодые жители Восточной Европы. Теперь уже трудно сказать, что именно их привлекало: солнце и фрукты или легенды о белом рае…


Точных данных, конечно, нет, но, по самым скромным подсчетам, за последнее десятилетие в ЮАР из стран бывшего СССР перебралось около 10 тысяч человек. По мнению российского посла Андрея Кушакова, приблизительно половина из них – граждане России.


А ДЕНЕЖКИ-ТО ЧЬИ?


Вот эта новая мощная волна русской эмиграции и послужила инициатором строительства в ЮАР православной церкви. Собственно, православных церквей в Южной Африке немало. Но все они греческие. А россиянам хотелось сохранить не только веру, но и родной язык и культуру. Поэтому, когда в 1999 году Священный Синод поддержал их предложение и направил в Йоханнесбург священника, община сразу начала сбор средств на строительство церкви.


– Неужели такой огромный храм возвели на деньги одной только общины? – интересуюсь у настоятеля храма игумена Филарета.


– Община сыграла огромную роль. На ее средства была куплена земля под застройку, начата закладка фундамента. Но на строительство, конечно, не хватило. И тут без спонсоров не обошлось. Главным из них выступила компания “Стройтрансгаз”. Кстати, в нашей российской прессе сейчас, кажется, не принято рассказывать о спонсорах. Мол, не стоит делать им рекламу. Но данный случай – особенный: у “Стройтрансгаза” не было в ЮАР никаких коммерческих интересов. И тем не менее руководство компании согласилось помочь соотечественникам, поселившимся на другой стороне земного шара. Благодаря этим пожертвованиям и удалось завершить строительство.


– А как отнеслись к идее возведения русского храма южноафриканские власти?


– С глубоким пониманием и симпатией. В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обсудил вопрос об открытии в ЮАР русского православного прихода с президентом Табо Мбеки. Господин Мбеки сказал, что будет всячески способствовать организации прихода. И должен сказать, что все эти годы мы постоянно ощущали поддержку местных властей.


А еще я хочу сказать о внимании и помощи, которые все время оказывали нам российские руководители и посольство РФ в ЮАР. В церемонии закладки храма принял участие тогдашний министр иностранных дел Игорь Иванов. А однажды нам очень помогла Валентина Матвиенко, которая была в то время вице-премьером. “По ходу” своего официального визита в Южную Африку она приехала к нам на строительство. А как раз в этот момент мы никак не могли добиться от московского банка своевременного перевода нам денег, внесенных спонсорами. Ну я возьми и пожалуйся гостье. Она что-то пометила у себя в блокноте. А уже на следующий день мне позвонили из Москвы: банк извинялся за задержку и сообщал, что деньги переведены по указанному адресу.


ВО ВСЕЙ КРАСЕ


31 марта установили на храме купола, кресты и колокола. Теперь он не только стоит в полной красе, но и оглашает округу тонким серебряным перезвоном.


Между тем, хоть и без куполов, крестов и колоколов, церковь действовала. По воскресным и праздничным дням в храме проходят службы, а после них прихожане собираются в зале. Недавно чествовали Тоню – Антонину Ивановну Одинцову. У этой русской женщины непростая судьба. Вывезенная из России в 1918 году, она после долгих скитаний попала в Южную Африку, но не скопила денег на старость и все последние годы жила в тяжелых условиях, крайней бедности.


С появлением здесь русской православной церкви жизнь Тони приобрела новый смысл и значение. Теперь она посвящает храму все свое время и силы. Но и приход не остался в долгу. Прихожане своими силами отремонтировали ее жилище, установили там телефон, помогают старушке продуктами и транспортом. На Тонин день рождения женщины испекли пироги, накрыли в церкви богатый стол. Отец Филарет сказал поздравительное слово и преподнес подарок. А потом все вместе пели песни.


А на Пасху южноафриканские музыканты приготовили прихожанам русской церкви замечательный подарок. Преторийский хор впервые в ЮАР для русской общины и многочисленных почетных гостей исполнил в храме Сергия Радонежского знаменитую “Всенощную” Рахманинова. Этим концертом храм приступил к исполнению еще одной своей важной миссии – культурно-просветительской. Духовный центр русского православия стал местом, где можно ознакомиться с культурой России.


Зураб Налбандян, Претория


Источник: Кредо.Ру



ООО “Русский Дом” – строительство домов на любой цвет и вкус в кратчайшие сроки.

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Рябченко Виктор Иванович

    Мне хотелось бы предложить Зурабу Микаэловичу Налбандяну тему проекта, которая, возможно, заинтересует его. Как я могу с ним связаться? С уважением – В.Рябченко
    644010 г. Омск, ул. Маяковского, д. 23, кв. 21.
    Тел (домашний) 3812-31-19-01

  2. Рябченко Виктор Иванович

    Мне хотелось бы предложить Зурабу Микаэловичу Налбандяну тему проекта, которая, возможно, заинтересует его. Как я могу с ним связаться? С уважением – В.Рябченко.
    644010 г. Омск, ул Маяковского, д. 23, кв. 21

Залишити відповідь