Для тех, кто хочет верить разумно

Богослужение

Крещальная Литургия


Публикуем полный текст последования Крещальной Литургии с исторической справкой и примечаниями (отсканированный текст издания ПСТБИ, 2002).


Скачать полный текст чинопоследования в формате pdf (7,25 Мб)


О Крещальной Литургии


Переживаемое ныне в России духовное возрождение естественным образом связано с общим оживлением литургической, в частности — евхаристической, жизни. Эта эпоха, также как и предшествовавшие ей гонения на Церковь Христову, имеет много сходных черт с временами древнего христианства, что и побуждает современных христиан все чаще обращаться к древней традиции и искать в ней ответы на многие актуальные для наших дней вопросы. Одной из важнейших проблем стало более полное выяснение православного учения о Таинствах, так как в предшествовавшие века оно подверглось значительным искажениям, отчасти под влиянием католицизма, отчасти — в связи с подменой подлинной христианской жизни обрядово-христианским бытом и потерей евхаристического духа. В течение долгого исторического периода в России причащались крайне редко, обычно один раз в год Великим постом. Крестили же только новорожденных детей. Весь народ считал себя православным, и потребность в катехизации полностью перестала осознаваться. Все это привело к тому, что совершение Таинств Крещения и Миропомазания превратилось в будничную требу, к тому же с усвоенным ей со стороны государства смыслом регистрации рождения. Из-за отсутствия взрослых крещаемых в храмах остались только детские купели, из которых в период гонений пришлось обливать появившихся вновь великовозрастных крещающихся. В связи с большим недостатком храмов количество желающих креститься в каждом храме непомерно увеличивалось, и совершать чин крещения должным образом стало почти невозможно. Стали возникать произвольные сокращения и искажения чина Крещения. Крестившиеся таким образом во время гонений в большинстве своем не имели никакого представления о смысле совершаемого Таинства, иногда даже воспринимали Крещение как магический обряд, необходимый сам по себе, чтобы не болеть или уберечься от какой-либо беды. Воспитывать своих крестных детей в сознании необходимости настоящей церковной жизни, даже хотя бы в осознании себя верующими людьми, родители большей частью считали необязательным. В результате всех этих трудностей в XX веке в России появился огромный крещеный, но не верующий в Бога народ. Возникла парадоксальная ситуация, когда стало привычной «нормой» поминовение на Литургии верных и отпевание неверующих людей, потому что они — крещеные.


Преодоление угрозы массовой профанации христианской церковной жизни видится в возрождении благоговейного отношения к Крещению и другим Таинствам в первоначальной, древней значительности и осмысленности. Необходима катехизация желающих креститься взрослых, а так же воцерковление родителей и восприемников крещаемых детей. Но не менее важно должное совершение Таинства, восприятие его не только в качестве обряда или требы, но и глубокое осмысление его в составе всей церковной жизни, в особенности — в связи с Евхаристией.


С этой целью в 90-х годах XX века в храмах Русской Православной Церкви стали строить баптистерии и было испрошено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на совершение Крещальной Литургии подобной той, какая стала вновь совершаться во многих Поместных Церквах. В основу публикуемого чина Крещальной Литургии положен древний византийский чин. С учетом особенностей русского Служебника, а также принятого ныне в Элладской Церкви последования, он приспособлен к совершению в наши дни. Будучи благословлен к употреблению Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, этот чин более 10 лет (со 2 декабря 1993 года) используется при совершении Крещальной Литургии в крестильном храме св. равноапостольного князя Владимира при Православном Свято-Тихоновском Богословском институте.


Историческая справка


Совершение Крещальной Литургии в каши дни многим может показаться чем-то необычным. Однако, если посмотреть на чипопоследование Крещения в исторической перспективе, окажется, что соединение этого Таинства с Литургией было нормальной, ординарной практикой в древности (да и не только в древности — практические указания о порядке соединения Крещения и Литургии помещались в русских богослужебных книгах вплоть до XVII в., позднейшее синодальное законодательство предписывало крестить взрослых перед Литургией — с тем, чтобы они затем приняли в ней участие,- а предписание о совершении Крещения вместе с Литургией и в наши дни содержится в Большом Требнике. Уже в древнейшем источнике по истории христианского богослужения — «Дидахэ» — молитвы во время евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения Крещения. Св. мч. Иустин Философ (II в.) в «1-й Апологии» пишет о порядке Крещения следующее: «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавшим истину, явиться и по делам добрыми гражданами, и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобызанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает Именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всею и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого… Пища эта у нас называется Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставлении грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос». В так называемом «Апостольском предании» (III в.) продолжительный рассказ о предкрещальной катехизации и о совершении Крещения заканчивается фразой: «Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это, они не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение, и он пусть совершит Евхаристию». То же — и в «Corpus Areopagiticum» (V в.): «В заключение же всего (чинопоследования) иерарх призывает крещаемого к святейшей Евхаристии и делает его причастником совершителькых Таинств». Итак, в Древней Церкви совершение Крещения естественным образом предполагало и совершение Литургии.


Та же традиция перешла и в константинопольскую богослужебную практику, на которой в наши дни основано богослужение всей Православной Церкви. (…)


В XX веке, в связи с необходимостью заново осмыслить общецерковное измерение Таинства Крещения, практика совершения древнего чина Крещальной Литургии была возрождена. С учетом изменений церковной архитектуры (в первую очередь — отсутствия отдельного баптистерия, в связи с чем купель находится в самом храме) и богослужебных обычаев в разных Поместных Церквах были предложены несколько отличные друг от друга варианты чинопоследования, ниже приведен перевод совершаемого в Элладской Церкви: «Святое Крещение канонически можно совершать на Божественной Литургии, на месте антифонов и вместо антифонов. Так как при одновременном совершении этих Таинств последование сильно удлиняется, следует совершить чин оглашения (экзорцизмы и проч.) накануне (например, после Литургии или после вечерни), а Божественная Литургия должна совершаться в уставном порядке, без длительных песнопений, с обычным возглашением ектений, возгласов и прочего (как это бывает на св. Горе [Афон]). (…)



Уставные указания


В предлагаемом чинопоследовании Крещальной Литургии отсутствуют антифоны (наряду с тропарями и кондаками по Малом входе), место которых традиционно занимают Крещение и Миропомазание (ср. с порядком Литургии в те дни года, когда она соединяется с вечерней — в Великий Четверг и Субботу и др.); кроме того, опущена ектения об оглашенных, так как все оглашенные, участвовашие в Крещальной Литургии, приняли на ней Крещение. В соответствии с древнерусскими Служебниками исправлены диалог священника и диакона по Великом входе, а также положение благодарственной молитвы предстоятеля после Причащения. Тропарь 3-го часа, который, как неоднократно указывалось в церковной науке, разрывает текст анафоры, не встречается в древних (до XIV в.) рукописях и отсутствует в современных греческих богослужебных книгах, согласно московским изданиям Служебника 1991 и 1995 гг., отмечен квадратными скобками.


Особенности в порядке Литургии, связанные с совершением во время нее Крещения, отмечаются в настоящем издании словом «зри» на полях. Совершающим богослужение следует обратить внимание на некоторые особенности в порядке Малого и Великого входов, вызванные участием в них новокрещеных и их восприемников. В формулы поминовения на проскомидии, сугубой ектений, Великом входе, анафоре различным образом внесены имена крещаемых, их родителей и восприемников, а также их святых покровителей. В публикуемый текст Крещальной Литургии не включены молитвы 8-го и 40-го дней по рождении младенца, чин оглашения, отречения от сатаны и сочетания со Христом, которые должны быть прочитаны по Требнику в надлежащее время.


Чин воцерковления, который в древности, как уже было отмечено в «Исторической справке», совершался до Крещения, но в наши дни совершается после, не должен следовать за Причащением Св. Тайн, которое приобщает человека к полноте Богообщения и не требует дополнения, но должен предварять его. Поэтому возможны два варианта: если Крещальную Литургию служит лишь один священник, то он может совершить воцерковление новокрещеных после того, как причастится сам, но до Причащения мирян (пока св. врата затворены); если же литургисают несколько иереев, то воцерковление совершается одним из них сразу после Великого входа и затворения св. врат.


Скачать полный текст чинопоследования в формате pdf (7,25 Мб)

Дата публикации: 05.12.2005