Протоиерей Георгий Митрофанов: “Политические неудачники часто становятся святыми”

О том, как готовилось прославление в лике святых семьи последнего российского императора, рассказал недавно непосредственный участник событий — член Синодальной комиссии по канонизации Русской Православной Церкви (РПЦ), профессор Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов. Выступая с лекцией перед студентами Московского государственного института международных отношений (МГИМО), священник обратил внимание на то, что рассмотреть вопрос о канонизации царской семьи было предложено Священным Синодом РПЦ в конце 1992 г. “Тогда это никак не было связано с перспективой воссоединения с Русской зарубежной Церковью, где царская семья была уже прославлена в лике святых в 1981 г,  но объективно канонизация Николая II и его семьи способствовала воссоединению”, — отметил о.Георгий.


По его словам, к началу 90-х гг. в общественном мнении преобладали две крайние точки зрения: царя считали или Николаем Кровавым, или “супер-святым царем-искупителем, ритуально за Россию убиенным”. В Комиссии по канонизации было решено составить подробные исторические справки по каждому вопросу, например, о том, насколько препятствуют канонизации обстоятельства отречения Николая II от престола, государственная и религиозная и политика, отношения царской семьи с Распутиным и т.д.


Общий вывод исследований был таков: сама по себе государственная деятельность царя, его религиозная политика, а также его личная религиозность не дают оснований для канонизации. Было очевидно, что Николай II не может быть прославлен как благоверный государь, внесший особый вклад в укрепление Церкви. “Более того, можно сказать, что Николай II — ординарный человек, несчастный правитель, мучившийся, слабый, жертва собственного отца. Александр III остановил реформы, а потом Николай, переступая через себя, постоянно мучаясь, что предает заветы родителя, все равно вынужден был идти по пути тех же самых реформ – с муками, со скорбями…”, — рассказывал о.Георгий. Он считает отречение царя от престола “преступлением”, но в то же время признает, что “в нем нет канонических нарушений, которые бы препятствовали прославлению”. Историк  напомнил, что в церковной среде  того времени отречение императора было воспринято “или сдержанно, или радостно”: “Постановление Синода от 9 марта начиналось словами “Свершилась воля Божья”, в нем ни слова не говорилось об отречении, но прославлялось Временное  правительство”.


Что же побудило Архиерейский собор принять  решение о канонизации? По словам о.Георгия, такую возможность открыли сохранившиеся документы о том , что пережила вся августейшая семья в заточении, накануне казни. “Открылась картина того преображения, которое они пережили в заключении: ординарные люди поднялись до духовных высот”, — -сказал священник. Можно утверждать, что члены императорской семьи с какого-то момента знали, что будет казнь. Это было особенно болезненно для Александры Федоровны —  “рушился ее миф о народе-монархисте”. “Только бы все вместе” — это было их главное желание. В этих условиях у родителей “хватило сил чтобы, чтобы поддерживать мир в семье”, подчеркнул член Синодальной комиссии. “У Николая хватило сил, чтобы воздвигнуть свою малую Церковь, но на большую сил не хватило. Это особо ценно на фоне того, что мы знаем о множестве русских семей, где ненависть и предательство станут нормой в советское время”, — отметил лектор.


Он также напомнил, что вопрос о том, в каком чине прославить убиенную семью, был непростым. Невозможно было канонизировать их как мучеников за веру: “Сам характер убийства – типично криминальная расправа, никаких следов сатанинского заговора, ничего мистического”. Поэтому  решено было прославить их в лике страстотерпцев. “Этот тип святости распространен более всего именно на Руси. Первый прецедент – братья Борис и Глеб – очень соответствует стилистике русской истории. Страстотерпцы – христиане благочестивой жизни, безвинно принявшие смерть с христианским смирением. Русский человек умирать умеет лучше, чем жить – это наша национальная черта, свойственная и Николаю”, — пояснил о.Георгий.


Проблема со статусом возникает и в отношении слуг, погибших вместе с императорской семьей (они уже прославлены в РПЦЗ). Как подчеркнул священник, “мы не утверждали, что их нельзя канонизировать, но в каком чине?” Их нельзя прославить ни  как мучеников за веру, ни как страстотерпцев. Возможно, более соответствует статус “святой праведный”. В таком чине могут быть прославлены “миряне, верующие в Господа Иисуса Христа и погибшие при исполнении своего долга”. Например, некоторые деятели Белого движения тоже  достойны канонизации в этом чине, уверен историк.


Он также обратил внимание на то, что единственным противником  канонизации из всех членов комиссии на последнем этапе ее подготовки вдруг стал не кто иной, как митрополит Иоанн (Снычев). Это будет интересно узнать тем, кто до сих пор воспринимает митрополита Иоанна как  главного поборника прославления императора. На лекции был также затронут вопрос о том, насколько компрометировало императорскую чету общение с Г.Распутиным. “Темную, экстатическую религиозность, экстрасенсорные способности и здравый смысл мужика”, которые сочетал в себе Распутин, императрица воспринимала как проявления святости и юродства, что усугублялось болезнью сына. Ее эмоциональное отношение к Распутину объяснялось комплексами  “неофитства и народопоклончества”, считает о.Георгий и добавляет, что “не настолько, чтобы препятствовать канонизации Александры Федоровны”. Что же касается ее супруга, то его отказ отдать под суд убийц Распутина свидетельствует, что он не был поклонником “старца”.


“Политические неудачники часто становятся святыми”, — подвел черту член Синодальной комиссии. Он призвал воспринимать последнего русского императора как  “живого человека, а не терминатора святости, которого так любят рекламировать поборники монархии”.


Благовест-инфо

Цей запис має 30 коментар(-ів)

  1. священник Игорь Илюшин

    Я считаю, что именно при императоре Николае втором Россия достигла своего расцвета за все ее существование и пик пришелся на 1913 год. Недоброжелатели и завистники боялись Россию, потому и кинули все силы на ее уничтожение и разложение. Император Николай второй вел политику на укрепление и расширение России, но натиск враждебных сил со всех сторон и даже изнутри сделал свое черное дело. Некомпетентно оскорблять святого царя положившего душу свою за нас "неудачником"

  2. Андрей

    "Оранжевое православие" в очередной раз показывает свою гнилую сучность

  3. Андрей

    Я, честно говоря, по прочтении статьи не заметил, чтобы прот. Георгий что-то имел против святого Царя – наоборот – он пытается объяснить почему его канонизовали вопреки тому, что он не был политическим гением, таким образом защищая его канонизацию. Поэтому я удивляюсь тому, как поняли эту статью яро возмущающиеся здесь некоторые участники. Я допускаю, что их смутил заголовок статьи и дальше читать они просто не стали.

    Киномеханику: не берите близко к сердцу. Не боритесь со злом его же оружием, навряд ли из этого выйдет что-то хорошее…

    Святые Николай и Александра, Оля, Таня, Маша, Настя и Алеша, молите Бога о нас!..

  4. Андрей Яковлев

    протоиерей Георгий Мирофанов пересказал нам точку зрения комиссии Церкви, которая готовила материалы к канонизации семьи Николая второго.

    Протоиерей не просто рассказал точку зрения комиссии, а попытался гадко ущипнуть святого Государя. В обосновании комиссии ничего не было о "политических неудачниках", это уж он сам влепил. Или я не прав?

  5. Киномеханик

    Олег, видите ли, в том-то и проблема, что Вы и подобные Вам не знают слова "любовь", знают только "проклятие", не знают слова "понимание", знают только выражение "черная душа либеральных маргиналов", и так далее. Поверьте, я много лучше Вас знаю текст анафемы тов. Денисенку. Вопрос не в нем, а в Вас. И если "Ваше высокоинтеллекстуальное высочество" хоть что-то видит за своими заслепленными праведным гневом глазами, то, может, вспомнит, что грех "злословия" еще никто не отменял и падает он на тех, кто злословит, а не на того, на кого злословят. И неважно на кого ты злословишь – на своего ближнего по храму, на представителя раскола или на протестанта-пятидесятника. Ты злословишь на Образ Божий в Человеке. И в этом твой грех. Олег, если Вам это не понятно, то извините, но лучше не раскрывайте рта, чтобы не принять на себя еще большую тяжесть. От слов своих оправдаешься и от слов своих осужден будешь.

    А подростковые журналы, если таковым можно назвать "Отрок", я читаю по долгу службы. Да. Я не вышел из тинейджерского возраста. Потому что работаю с детьми. И пытаюсь всеми силами сделать из них людей, умеющих уважать чужую, другую, инаковую точку зрения.

  6. мирянин

    протоиерей Георгий Мирофанов пересказал нам точку зрения комиссии Церкви, которая готовила материалы к канонизации семьи Николая второго. Вполне ясно все объяснено. Но некоторых почитателей царя и это оскорбило, они не только хотят чтобы он был святым, но и считался неким военным и государственным гением, которым он, увы, не был.

  7. grauer

    заметил: Галина Олександрівна, она же Галина, часто постит на православных форумах и раздает "каждой сестре по серьге" в оскорбительной форме по типу Олега или Конана. Такая озабоченность вызывает странные чувства, ведь эти люди называют себя православными христианами.

  8. Олег

    Киномеханику.Чем читать подростковые журналы, лучше почитайте текст анафемы прОклятому Церковью гр. Денисенко. Там все четко сказано. Уже наверное вышел с тинейджерского возраста? Хоть по текстам этого "высокоинтеллектуального" паренька этого не скажешь.

  9. Олег

    Протоиерей в этой статье пытается "аккуратно" ущипнуть царя, не стоя и мизинца святого страстотерпца. Ну, и кроме того, это все действительно очень глупо. Стал священником – люби святых, признавай мнение Синода и церковного народа.

  10. Кіномеханік

    Галино Олександрівно, Ви тут кидаєте слова: "чорна душа", "неадекватна людина", "проклятий лжепатріарх" – Ви загалом, розумієте, ЩО Ви говорите? Чи ні? Ви упевнені, що слово "неадекватність" не варто застосувати до декого іншого? Чи Ви з тих, хто любить "груддю" захищати Бога і Святих його. Почитайте з цього приводу один із перших цьогорічних номерів "Отрок.UA". Не думаю, що злоcлів’я кращий варіант для аргументів у дискусії.

Залишити відповідь